Китай - транспорт городской

Рассказ про китайский городской транспорт начну с простого утверждения - китайские города обладают необычайно разветвлённой и эффективной системой общественного транспорта, позволяющей добраться до любого интересного места в городе и его ближайших окрестностях.
Первый совет – при прибытии в новый город первым делом покупаем самую свежую карту города (там обычно и маршруты автобусов показаны). Хотя бы для того, чтобы удивится, сколько новых станций метро китайцы успели построить за год, прошедший с выхода путеводителя. Бабушки у вокзалов/автостанций обычно торгуют ими по 10 юаней, в киосках можно купить за 5 юаней.
Метро. Имеется в большинстве крупных китайских городов. Там, где нет – построят в ближайшие годы. Обычно залегает неглубоко, часть линий – вообще эстакадные (т.н. "лёгкое метро"). Какие-то попытки к украшательству вроде московских замечены только на некоторых станциях первой линии Пекинского метро.
Станции (кроме самых старых) закрытого типа, на платформах размечено, где стоять, куда заходить. В час пик может быть многолюдно, но до столпотворения московского метро не дотягивает. Вагоны современные, объявления – двуязычные (китайский и английский), а в Гуанчжоу – даже трёхязычные (помимо стандартного путунхуа, ещё и кантонский диалект юэ). В начале и конце вагона имеются экраны с бегущими текстами – иероглифами и на английском. Есть и двуязычные схемки с загорающимися лампочками. Ещё в Пекине и Шанхае вход на станции – через просвечивание сумок.
Оплата дифференцирована, только в Пекине за любую поездку – 2 юаня. 

Автобусные маршруты в китайских городах многочисленны. Автобусы современные, вход – через переднюю дверь, выход – через среднюю, задней нет. 
Кондукторы имеются в Пекине – соответственно там входим через ту из средних дверей (в Пекине распространены автобусы-"гармошки"), у которой сидит кондуктор – она на остановках высовывает руку в окно, показывая, где входить. На входе либо прикладываем транспортную карту к ридеру, либо бросаем монетки в коробочку.
Обычные цены: 1 юань – за некондиционированный автобус (но такие уже довольно редки), 2 юаня – за кондиционированный. С транспортной картой – дешевле. 
Такая роскошь, как двуязычные объявления, имеется только в Пекине, Шанхае и Гонконге, да и то – не всегда. Зато там обычно всегда идут двуязычные тексты на табло в начале салона. В других городах язык только китайский.
На автобусных остановках обычно маршруты подробно расписаны, но только иероглифами. В Пекине обычно конечные станции на остановках написаны латиницей. Ещё иногда пишут про "переполненные китайские автобусы". Может, так и было – несколько лет назад. Или авторам таких заявлений не приходилось ехать в час пик в по-настоящему переполненном автобусе в обычном российском провинциальном городе. 
За сотню поездок на автобусах в разных китайских городах только один раз ехал стоя – как-то в субботу вечером в Пекине в 55-й набилась толпа пенсионеров, вывалившаяся из Бэйхая. 
В Пекине, Шанхае и Гуанчжоу есть и троллейбусы – от автобусов отличаются только наличием этих самых троллей.
Из-за такого близкого сходства как-то в сумерках в Шанхае перепутал 19-й троллейбус с 19-м автобусом и уехал немного не туда :) 
Трамваи в китайских городах вымерли. Кроме очаровательных двухэтажных трамваев в Гонконге.
К внутригородскому транспорту относятся ещё паромы в Гонконге, Гуанчжоу, Шанхае.
Стоит упомянуть маглев – поезд нового поколения (магнитная левитация), курсирующий между аэропортом Пудун и Шанхаем (станция метро Лонянь). Можно прокатиться ради интереса – стоит 50 юаней (против 7 юаней за метро).
В начале XXI века китайцы думали, строить ли скоростные поезда обычного типа (смотри рассказ про CRH) или такие вот маглевы. В 2006-м окончательно выбрали нормальные поезда, так что шанхайский маглев так и остался памятником китайского размаха с долей транжирства. 
Такси в китайских городах многочисленны и разноцветны. Непонятно, зачем при таком общественном транспорте они нужны. А китайцы ещё и в очередях на них стоят! Ездят по счётчику, английского обычно таксисты не знают, так что под рукой желательно иметь карту с иероглифами, чтобы довезли куда надо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий