Китай - транспорт междугородний

Рассказ о том, чем в Китае перемещаться между городами.

Как и в Индии, в Китае развиты внутренние авиаперевозки – это и понятно при таких размерах страны. Осуществляет их полтора десятка авиакомпаний, есть даже один лоукостер – базирующийся в Шанхае Spring Airways. Англоязычные версии сайтов есть у всех (хотя часто "кривые"), но вот покупать на них (кроме того же "Спринга") не стоит. 
Тарифы на авиаперевозки в Китае устанавливает государство и при покупке билета из-за границы на сайте авиакомпании вам будет показан базовый Y-тариф, а это совсем неинтересно. Зато интересны скидки, достигающие 60-70 %. За ними отправляемся на сайты китайских консолидаторов, их несколько, у всех есть англоязычные версии сайтов, все без проблем принимают иностранные карточки, и у всех есть (на всякий случай) колл-центры, где хорошо говорят по-английски. Сам проверил всё это на примере elong'а. Его и советую. 
Спешить с покупкой не обязательно – помониторив ситуацию с месяц, пришёл к выводу, что самые выгодные предложения бывают за неделю-другую перед вылетом. Ещё пара замечаний – билет в одну сторону в Китае, вопреки мировым традициям, стоит половину билета туда-обратно. И полёты в Гонконг и Макао (и Тайвань тем более) относятся к категории "международных".
Сам летал "Чайной Истерн" (Шанхай-Сямынь) и "Чайной Саутерн" (Гуанчжоу-Тяньцзинь), оба раза самолёты опаздывали на полчаса-час с прилётом – соответственно и вылетали позже. 
Во втором случае утренний рейс, на который забронировал билет, вообще отменили, но "элонговский" персонал оперативно перебронировал на дневной. В самой процедуры регистрации/сдачи багажа/посадки никаких китайских особенностей не замечено, "Чайна Истерн" кормит сухпайком, у "Чайны Саутерн" и горячее было. 

Если в прошлом году в Индии хорошо ознакомился со всем разнообразием индийских поездов (от сэконда до АС), то в этом году в Китае – так уж вышло – подробно изучил только одну часть Китайских железных дорог, а именно CRH (China Railway High-speed), то есть скоростные поезда. 
Это оказалось не так страшно, весьма удобно и даже не так уж и дорого. В 2006-м Коммунистическая партия Китая поставила задачу: к 2020-му путь поездом из Пекина в Гуанчжоу должен занимать 8 часов. И сейчас Китай занят претворения этого решения партии в жизнь, новые линии скоростных поездов вводятся в эксплуатацию чуть ли не каждый месяц, белые поезда с буквами CRH стали одним из символов стремительно развивающегося Китая.
К CRH относятся поезда C, D и G-серий. C – междугородние (короткие) суперскоростные экспрессы. Ехал Тяньцзинь-Пекин. Полчаса, лично зафиксировал у него вот такую скорость –
G – междугородние (длинные) суперскоростные экспрессы. Использовал Нанкин-Сучжоу (полтора часа) и Сучжоу-Шанхай (40 минут). D – междугородние (совсем длинные) (просто)скоростные (то есть в районе 200-250 км/ч) поезда. Таким добирался из Пекина в Нанкин, 7 часов. 
В Пекине и Шанхае для скоростных поездов построили отдельные вокзалы (Южный и Хонцяо соответственно), но и в этих городах часть скоростных поездов отправляется/приходит на главные вокзалы. Билеты можно покупать и по старинке – записочками в кассы, но удобнее делать это в автоматах, что скрываются за вывеской self-service ticket office.
Меню автомата, конечно, исключительно на китайском, но сам процесс интуитивно понятен. Только надо иметь перед глазами иероглифы названия места, куда хотите приехать. На первом экране выбираем пункт назначения и дату, вам показывают доступные поезда, выбираем нужный, подтверждаем выбор, суём в купюроприёмних сотенную (ые) купюры, автомат выдаёт билет и сдачу. 
На маршрутах, где поезда ходят раз в полчаса (Тяньцзинь-Пекин или Сучжоу-Шанхай) нет смысла покупать заранее – приходите и берёте билет на ближайший поезд (минут 20-ть хватит). 
 На билетике обычно написан номер выхода на посадку – входите в само здание вокзала (через контроль безопасности с просвечиванием багажа), поднимаетесь на 2-й этаж (на Тяньцзинском вокзале выходы на скоростные поезда на 1-м этаже, правее эскалаторов), находите нужный гейт. Выход открывают минут за 10-15 до отправления, проходите через турникет (суёте билетик в нижнюю щель – забираете из верхней). Билетик сохраняем до конца поездки – на выходе надо снова через турникет пройти. 
Вагоны бывают 1-го и 2-го класса. Во 2-м классе – мягкие кресла самолётного типа с откидывающимися столиками по схеме 2х3, вместительные багажные полки, в половине случаев бортпроводницы по бутылке воды (0,3) раздавали. Так что ехать удобно, в поезде Пекин-Нанкин даже нормально поспал.
Сколько стоит? Примеры: Тяньцзинь-Пекин – 58 юаней, Пекин-Нанкин – 274 юаня, Нанкин-Сучжоу – 105 юаней, Сучжоу-Шанхай – 41 юаня. Для сравнения – hard sleeper в обычном поезде Пекин-Нанкин, идущем 15 часов, стоит ровно те же 274 юаня. 
Но не во все места в Китае ещё можно добраться скоростными :) и даже обычными поездами. Так что перехожу к междугородным автобусам. Они в Китае вполне современные, ездят по хайвэям.
Ходят с автостанций, на которых тоже не всё так просто, как в Индии. Заходим, видим табло с доступными рейсами (на китайском разумеется), суёмся в билетные кассы, где объясняем, куда нам надо (тут записочки иероглифами пригодятся), покупаем билет, на котором написан номер выхода на посадку. Через просвечивание багажа проходим в зал ожидания и к своему выходу, на котором и проверяют билеты. 
Небольшое дополнение – в крупных городах автостанций много, так что если едем, например, в Гуанчжоу, при покупке желательно уточнить, до какой станции именно. 
Расстояние между креслами в автобусах небольшое, а багажные полки маленькие, так что рюкзак можно и в багажное отделение положить (тоже с квитанцией). Помимо обычных кондиционированных (и не очень) экспрессов с мягкими (и не очень) сиденьями, в Китае есть и слиппер-басы, в которых вместо кресел – спальные полки по схеме 1х3 в два яруса. Вещь удобная – едешь себе лёжа, в окно глядишь.
В сельских районах Китая (по расписанию) ездят и обычные минибасы с кондукторами. Есть ещё микробасы без опознавательных знаков – уже частная лавочка, бегают по заполнению в разные места в округе. Относятся уже к таксующему транспорту. 
Как и местные частники на своих машинах, а в менее продвинутых регионах – и мотоциклах. Оплата по договорённости – в общем, аппетиты у них довольно умеренные (по сравнению с индийскими рикшевозами).

Комментариев нет:

Отправить комментарий