Храмы Славенского Холма

На окраине древнего Славенского конца Великого Новгорода, у забора очистных сооружений Новгородского водоканала, находятся две древние церкви, которым не очень повезло в XX веке.
Место это издревле называлось Славно, Славенский Холм или просто Холм (хотя ныне на холм и не похоже). В.Я.Янин и М.Х.Алешковский, подметив расположение трёх петропавлоских церквей на окончаниях трёх древних новгородских концов, предположили, что на этом месте располагалось ещё древнее языческое капище. Возможно, именно тут в 980 году Добрыня "постави Перуна кумир". 
Очевидно, что на бывшем капище церковь была поставлена ещё в XI веке, сразу после утверждения христианства, демонстрируя торжество над язычеством. И церковь Илии Пророка на Славне впервые упоминается в летописи при сообщении о пожаре 1105 г. Под 1146 г. сообщается о постройке ("сделаша") сразу двух, видимо деревянных, церквей на Холме - пророка Ильи и апостолов Петра и Павла. 
А в 1198 г. " заложиша церковь камяну святого Илие на Хълме". Причём Новгородская первая летопись не упоминает имени "спонсора", лишь в более поздних летописях фигурирует некто Еревша (или Евреша), судя по упоминанию одного имени, без фамилии-отчества, не боярин, возможно богатый купец. В 1202 г. церковь была закончена ("съвершиша") и освещена. 
"Типичная новгородская одноглавая церковь конца XII века" – характеристика от М.К.Каргера. И.В.Антипов предположил, что храм перестраивался уже в XIV веке, но сомнительно, что сообщение о перестройке столь важного для города храма не попало в летопись. 
Зато под 1455 г. говорится о строительстве церкви пророка Ильи "на старой основе". Хотя летопись не сообщает имени заказчика, такое дело вполне было в духе шедшей тогда в Великом Новгороде программы "реставрационного строительства" владыки Евфимия II. Храм был увеличен, добавлено подцерковье. 
Согласно Антипову, при этой перестройке использовали фундамент, нижние участки стен и, возможно, местами полностью стены старой постройки. Получился одноглавый трёхапсидный храм с хорами и подцерковьем, позакомарным покрытием сводов, выглядевший довольно архаично для XV в. (Вл.В.Седов). Его окружали галереи. В XVI и XIX веках к храму пристраивались приделы и колокольни. 
А в XX веке началось его разрушение. В 30-е годы разобрали колокольню, возвышавшуюся над Торговой стороной. В январе 1944 г., в ходе боёв за освобождение Новгорода, храм был повреждён. В 1952 г. купол его рухнул и после этого храм был перестроен по проекту Л.М.Шуляк в жилой дом.
С тех пор так и стоит, ныне больше напоминая трущобную советскую коммуналку с протекающей крышей. Тут находится овощебаза и даже живут люди. 
Церкви Петра и Павла на Славне повезло чуть больше. Построена она была в 1367 г. неким Лазутой (кто он был – есть разные точки зрения, скорее всего, всё же то же богатый купец) – "постави Лазута церковь камену у Немецкого двора". Это был одноглавый одноапсидный храм с полопастным завершением фасадов, сложенный из тёмно-красного коростыньского ракушечника.
Все специалисты отмечают его близость к Фёдору Стратилату на Ручью, в т.ч. и оформление стен "поясами" из окон.
Храм играл роль соборного для одного из многочисленных новгородских монастырей – Петропавловского на Славне. В 1541 г. он серьёзно пострадал от пожара и был восстановлен с заметными изменениями. При екатерининской секуляризации монастырь был упразднён, храм переведён в разряд приходских, в XIX в. снова перестраивался. В тех же боях в январе 1944 г. храм был разрушен. 
В 1945-1955 гг. восстановлен по проекту В.В. Кувырдина и Г.М. Штендера. При этом был восстановили изначальный облик храма, с древними сводами и куполами XIV в. и первоначальным трехлопастным покрытием.
 
Восстановили – с тех пор так и стоит, запертый на ржавый замок, с оборванными проводами, свисающими из окон. 
 
Вот такие два храма на Славнее. Кстати, оба принадлежат государству и числятся памятниками федерального значения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий