Рождества на Красном поле

На восточной окраине Великого Новгорода, среди густых деревьев и могил Рождественского кладбища, скрывается (в самом прямом смысле) церковь Рождества Христова на Красном поле. Фотографии – собственные 2008 г. и из книги В.Н.Лазарева "Древнерусские мозаики и фрески" (М.,1973).

Местность эта в старину звалась Никитским запольем. Именно здесь в 1381 году "заложиша храм каменной… на поле". На следующее лето, в 1382 году, церковь была "свершиша", то есть закончена строительством и освещена. Более древняя деревянная церковь Рождества Христова на Поле, упоминаемая в летописях ещё в XIII веке, судя по локализации её "на поле, конець Чюдиньчева улице", располагалась всё же в совсем другом месте, на противоположной, Софийской стороне города. 
Церковь являлась главным храмом монастыря Рождества на Красном Поле, впервые попавшего в летописи в 1386 году в числе пригородных обителей, сожжённых новгородцами при приближение общерусского войска Дмитрия Донского. Очевидно, что монастырь был основа раньше этой даты, минимум на несколько десятилетий, ибо уже в 1388 году его игумен Афанасий был в числе трёх кандидатов на пост новгородского владыки, что свидетельствует о том, что монастырь был известен и почитаем. 
Заказчик строительства в летописи не назван, но в Синодике церкви, написанном в XVIII веке, в числе её строителей назван великий князь московский Дмитрий Донской. С учётом того, что в списке этих строителей названы состоятельные новгородцы века XVII, это упоминание трудно считать сколь-либо достоверным. А ведь из него выводится целая "патриотическая" теория о строительстве церкви Дмитрием Донским в память уж совсем мифических новгородцев, павших на Куликовом поле и похороненных на Рождественском кладбище. Не буду говорить о том, что всё великокняжеское строительство в Великом Новгороде подробно фиксировалось в летописях, замечу только, что "престижным" Рождественское кладбище стало эдак веке в XVIII, а в те далёкие времена было местом погребения тех, кого не хоронили на обычных кладбищах – бродяг, нищих, казнённых, да местом братских могил (скудельниц) простых жертв эпидемий. 
Рождественский монастырь пришёл в упадок после нескольких пожаров XVI века и шведского разорения начала XVII века. Какое-то время был приписан к Антониеву монастырю, на средства которого в 1647-49 годах обветшавшая церковь реставрировалась, была разделена на два яруса деревянным настилом (таким образом, было создано подцерковье). В 1764 году история Рождественского монастыря закончилась с екатерининской секуляризацией, церковь Рождества стала обычной приходской церквушкой. В 1829 году снова ремонтировалась, тогда был возведён и двухэтажный западный притвор – "прихожая" современного храма-музея.
 
В годы Великой Отечественной войны церковь пострадала от артобстрела, правда немцы сделали и доброе дело – разобрали тот самый деревянный настил-перекрытие, видно на дрова:) После войны церковь восстанавливалась и реставрировалось под руководством Л.М.Шуляк в несколько этапов (1950-1951, 1959-1961, 1969-1970, 1975-1980 годах) 
Храм был восстановлен в первоначальных формах. Теперь перед нами – классическая новгородская неоштукатуренная церквушка конца XIV века (за исключением притвора 1829 года). Скромный одноглавый храм крестовокупольного типа с одной апсидой. М..К.Каргер говорил о приближенности "к старым строгим формам", П.Н.Максимов отнёс её к разряду "меньших по размеру, более приземистых по пропорциям и простых по убранству" церквей, что в изобилии строились в Новгородской земле в то время. Церковь чрезвычайно груба по технике, пропорции приземисты, стены крайне толсты, план неправилен, углы скошены, линии кривые, минимальное количество деталей в оформление фасадов (Е.В.Соленникова). Так и представляешь бригаду "молдован" века XIV, строящих под руководством строгого батюшки-игумена монастырский храм – чтобы просто, надёжно и без всех этих городских новомодных "финтифлюшек":) 
Считается, что церковь изначально имела трёхлопастное завершение фасадов и посводное покрытие, но при реставрации была сохранена явно позднейшая 8-скатная крыша. Зато внутри храма, с западной стороны восстановили деревянные хоры с деревянной лестницей, кое-где использовав старинные брёвна-лаги. А полы выложили в конце 70-х годов кирпичом "в ёлочку". В то же время сняли культурный слой на расстояние полметра от стен церкви, до самого древнего основания. 
Лично мне очень нравиться этот "домашний" храмик, но, по большому счёту, церковь Рождества Христова не заслуживала бы осмотра, если бы не одно "но". Фрески. А именно, лучше всего сохранившийся фресковый ансамбль конца XIV века. Фрески, написанные, видимо, в последнее десятилетие того столетия (В.Н.Лазарев), были забелены в 1829 году и закрыты масляной живописью, вроде той, что можно сейчас видеть в церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря. К счастью те, кто делал это, в отличие от варваров из Антониева монастыря, не стали сбивать древние фрески. 
Расчистка росписи началась в 1912 году, возобновилась в 30-е годы. Взрыв в 1946 году соседней церкви Св.Николая XVIII века повлёк за собой осыпание древней штукатурки с живописью. И на протяжение 60-х-70-х годов велись кропотливые восстановительные работы, благодаря которым ныне мы можем по достоинству оценить эти росписи, о которых Лазарев в своё время отзывался довольно прохладно.
Росписи по стилю относятся к той же "балканской" традиции, что и ковалевские. Причём в них чётко видна рука одного мастера, писавшего ключевые композиции и осуществлявшего общее руководство работами. Возможно, это был какой-нибудь сербский мастер, бежавший после Косова Поля на Русь. 
В его работах – поразительная выразительность ликов, полных спокойного достоинства. И как они далеки от феофановской экспрессии! Но при этом исполнены живописцем сравнимого с великим византийцем таланта. К сожалению, мы не знаем даже его имени. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий