Спас на Нередице

Вот составил краткий рассказ о самом известном новгородском храме (ну, наверное, кроме Софии) – церкви Спаса Преображения на Нередице. Фотографии – собственные 2008 г. и из книги В.Н.Лазарева "Древнерусские мозаики и фрески" (М.,1973).
"Въ то же лЂто заложи церковь камяну князь великыи Ярославъ, сынъ Володимирь, вънукъ Мьстиславль, въ имя святого Спаса Преображения НовегородЂ на горЂ, а прозвище Нередице; и начаша дЂлати мЂсяця июня въ 8, на святого Федора, а кондяша мЂсяця септября." – с этого известия Новгородской Первой летописи старшего извода под 1198 годом и начинается история Нередицкого Спаса.
 Таким образом, мы знаем, что храм основал "правивший" в то время Новгородом князь Ярослав Владимирович из Суздальских земель рядом со своей резиденцией на Городище. На основе того, что сообщению о строительстве церкви предшествует рассказ о гибели весной того же года двух сыновей князя, Изяслава и Ростислава, М.Ф.Мурьянов в 1966 году выдвинул идею, ныне ставшую общепринятой, о том, что храм был основан Ярославом в память сыновей. В этот раз не буду спорить с общепринятой точкой зрения. Может, так оно и было.
Но вот порой встречающиеся фразы об основании храма князем "после смерти всех его детей" – уже явный перебор. Детей в русских княжеских семьях было поболе, чем двое. Неправильно и называть Нередицу "последней княжеской постройкой" в Великом Новгороде. На Городище строили и в XIV веке.
Кто храм строил? Обычно говорят про упоминавшегося под 1196 годом мастера "Коровъ Якович с ЛубяиЂи улицЂ" И, исходя из того, что митрополичья артель в то лето строила в тогда ещё не Старой Руссе, заключают, что это он и был. Доказательств нет никаких. Даже того, что в Новгороде было всего две строительных артели. Особенно с учётом размаха каменного строительства в Новгородской земле в то время.
"Скромная небольшая постройка, всем своим… обликом тесно связанное с тем новым течением в новгородском зодчества, которое возникла, по-видимому, ещё в середине XII веке" – снова цитирую М.К.Каргера. В итоге получился небольшой домашний храм – четырёхстолпный одноглавый кубический с тремя апсидами, великолепно вписанный в окружающий пейзаж. Выполнен он в характерной для тогдашней новгородской архитектуры смешанной "византийской" кладке из известняка с прослойками из плинфы (П.Н.Максимов). При этом Каргер отмечал кривизну линий, неровность плоскостей, скошенность углов.
 
Видимо, одновременно с храмом, был основан и Спасо-Нередицкий мужской монастырь, чья история не содержала никаких особых событий. В XVII веке он приписывался к Юрьеву монастырю и закончил свою историю с Екатериниской секуляризацией 1764 года. Спас стал обычной приходской церковью, где-то в том же XVIII веке сделаны пристрои, устроена 4-скатная кровля и луковичная глава, постелены новые полы.
 Фрески были исполнены в 1199 году – "Въ то же лЂто испьсаша церковь святого Преображения на Городищи". И до войны являли собой один из "наилучшим образом сохранившихся средневековых фресковых ансамблей во всей Европе" (В.Н.Лазарев). Выделяют 8-10 мастеров, из них 3-4 ведущих, один из которых возможно был византийцем. По мнению Лазарева, они "очень торопились с выполнением заказа". Поэтому у них не было никакого строгого плана, а группа живописцев всего лишь "договорилась о совокупности евангельских сюжетом и о предназначенных для них местах, не проявляя при этом особого интереса к тому, чтобы рассказ развёртывался в строгой исторической последовательности" (В.Н.Лазарев).
О самих фресках написано немало и часто противоречиво. Так, до сих пор идут споры о том, имел ли отношения строитель храма к его росписи – как раз летом 1199 года его (князя Ярослава) в 3-й и последний раз изгнали из Новгорода. Популярна идея Ю.Н.Дмитриева, увидевшего в князе на ктиторской фреске великого князя Ярослава, отца Александра Невского – надпись на фреске говорит о князя как "вторый Всеволод", таким образом, сравнивая его с великим суздальским "королём" Всеволодом Большое Гнездо (отцом Ярослава и дедом Невского)
.
Фрески никогда не записывались и были только немного поновлены в XVIII веке (эти исправления убрали в 1910 году). С демонстрации на Всемирной выставке 1867 года в Париже акварельных копий нередицких росписей началась их всемирная слава.
 
Благодаря этому, в 1903-1904 году под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина церковь реставрировалась – восстановлены древние проёмы, разобрана западная пристройка, 4-скатная кровля заменена на первоначальное посводное покрытие. Кстати, большой фэн Нередицы Н.К.Рерих метал по поводу этой реставрации "громы и молнии" в тогдашней прессе – "Нашли мёртвую букву Византии, отбросили многое, то же веками сделанное".
 
В 1941 году, в первые же дни после занятия немцами Великого Новгорода, прицельным огнём немецкой батареи, размещённой в Юрьевом монастыре, храм, в котором разместился наблюдательный пункт Красной Армии, был разрушен. Уцелело примерно ½ объёма кладки и 15 % фресок. В 1946-1948 годах под руководством Л.М.Шуляк проведена консервация руин, собрано 78 корзин обломков фресок.
Проект возрождения Нередицы по чертежам Покрышкина разработал С.Н.Давыдов, а реализовал в 1956-1958 годах Г.М.Штендер.
 
В 1986 году Штендер подготовил новый проект реставрации с восстановлением форм изначальной церкви. Реализовать его удалось только на рубеже веков, закончив работу в 2004 году. При этом в 2001 году был снят пол из каменных плит, уложенных в XVIII веке, и под ним археологи нашли много чего интересного, в том числе саркофаг, идентифицированный как погребение князя Афанасия Даниловича, брата Ивана Калиты, и два первоначальных престола, которые Вл.В.Седов связал (ну разумеется) со смоленской традицией.
А в августе 2008 года вступило в решающую стадию воссоздание фресок. Из множества тысяч фрагментов, хранившихся все эти годы в запасниках Новгородского музея-заповедника, коллектив Т.А.Ромашиной кропотливо собирает композиции, которые затем должны быть закреплены на стенах с помощью особого клея.
 
Первой на место вернулась Ктиторская фреска. Так что, даже если вы и бывали уже в Нередице, обязательно стоит приехать сюда лет через пять.

Комментариев нет:

Отправить комментарий