Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

Северным форпостом древнего Новгорода на Торговой стороне был Антониев монастырь. Фотографии – собственные 2008 г. и из книги В.Н.Лазарева "Древнерусские мозаики и фрески" (М.,1973).
Жёлтый "Икарус" 5-го маршрута привозит в конец Студенческой улицы (можно и пешком дойти с Большой Московской через обширный и местами запущенный парк 30-летия Октября). 
С этой остановки идут к знаниям студенты НовГУ им.Ярослава Мудрого. Идут они под аркой бывших монастырских ворот, мимо сохранившегося уголка Антониевого монастыря. Центр его – собор Рождества Богородицы.
 
Древняя история монастыря сравнительно чётко фиксируется в письменных источниках. Хотя купчая Антония на монастырскую землю большинством современных историков признаётся фальсификацией веков так XV-XVI, сомнений в аутентичности двух других источников – Новгородской Первой летописи и Жития Св.Антония – нет. 
Монастырь был основан в 1107 году Св.Антонием Римлянином на том месте, где камень с Антонием прибило к берегу Волхова. Светские историки, разумеется в житийную историю о приплытии Св.Антония "от римской страны по тёплому морю" не верят. 
Ещё в конце XIX века было высказана ныне общепринятая теория о том, что Антоний был монахом Киево-Печорской лавры, возможно действительно византийцем из Калабрии, посланным в Новгород с миссионерской миссией. Собор монастыря строился и расписывался под личным руководством самого Антония. 
Летопись говорит, что в 1117 году "заложи церковь камяну", в 1119 – "свершена бысть черкы Антонова", в 1125 – "испьсаша божницю Антонову". Древний собор дошёл до нас полностью и представляет собой 6-столпный храм с 3-мя равновысокими апсидами, хорами и нартексами. 
Собор увенчан центральной главой и двумя главами меньшего размера. Этот архитектурный тип, вплоть до ассиметричного триглавия, повторяет княжеские соборы первой четверти XII века – Николо-Дворищенский и Георгиевский Юрьева монастыря. 
Из-за этого долгое время авторство собора приписывалось мастеру Петру, которого летопись называет зодчим Георгиевского собора. Но архитектурно-реставрационные исследования Г.М.Штендера и А.М.Комеча в 80-х годах прошлого века поставили крест на этой версии – собор строился в два этапа, с изменениями проекта по ходу строительства, и содержит многие типично-новгородские черты, не характерные для княжеских соборов. 
В особенностях алтарной преграды видят прообраз высокого русского иконостаса, а башня собора – первый известный пример колокольни в русской архитектуре. 
Собор на протяжении веков не раз горел, при опричном разгроме Новгорода в 1570 году вся братия монастыря во главе с игуменом Геласием была казнена. В ходе перестроек собора на протяжении XVII века были пробиты новые окна, а старые заложены, уничтожено посводное покрытие, на старые барабаны посажены луковичные главы, с трёх сторон пристроены низкие галереи-паперти, древние хоры внутри собора уничтожены. 
Так что теперь собор выглядит снаружи довольно эклектично, даже нелепо. Внутри разнообразия не меньше. Низенькие приделы – и наос (главное пространство собора), просто потрясающий своей устремлённостью ввысь. 
Даже удивительно, что снаружи собор не производит впечатление настолько высокого.
Бездушные росписи XIX в. (стиль – "вульгарный классицизм") и удивительные фрески XII в., своеобразие и уникальность которых среди всех сохранившихся восточно-христианских росписей вызывает массу споров искусствоведов. В.Н.Лазарев видел в них романские следы, находя аналогии в росписях Санта Кроче ин Джерузалиме в Риме (1144 год). 
Но современные учёные больше склоняются к местным корням, хотя не исключают, что роспись выполнялась киевскими мастерами. 
Росписи собора в ходе его капитального ремонта 1837-1838 года постигла трагическая судьба – они были безжалостно сбиты со стен и заменены новой живописью, как писал епископ Дмитрий в 1898 году "весьма неподходящей для древнего храма". Имя этого новгородского Герострата, уничтожившего и фрески Николо-Дворищенского собора – Герасим Веригин.
 
И нечего было бы изучать современным учёным, если бы не немцы. Собор Рождества Богородицы – единственный новгородских памятник, не только не пострадавший в ходе оккупации в годы Великой Отечественной войны, но кое-что приобрётший. Дело в том, что немцы то ли пустили на дрова, то ли увезли в Германию громадный иконостас собора. 
А под ним обнаружились оригинальные фрески XII века, ни разу не поновлявшиеся за всю историю собора и не тронутые вандалами века XIX. 
В 80-90-е годах XX века под руководством Л.Е.Красноречьева, а затем Г.М.Штендера была проведена комплексная реставрация собора, к тому времени находившегося в аварийном состоянии. 
Монастырь был упразднён в 1918 году и ныне собор является одним из филиалов Новгородского музея-заповедника. Открыт с 10:00 до 17:00, выходные – понедельник и первая среда месяца. Входная плата – 35 рублей + 50 рублей за фотографирование. 
Тяжёлая дверь ведёт в западный придел, построенный в конце XVI века, где среди нескольких камней можно отыскать тот самый камень Антония (под фреской Св.Никиты). Стоит приглядеться и к полу – выложен он могильными плитами. 
В южном приделе 1671 года постройки находится музейная экспозиция по истории монастыря, а также фрески XVIII века, иллюстрирующие историю Антония. 
Из обоих приделов широкие проходные арки ведут в наос, производящий и сейчас потрясающее впечатление. Особо стоит приглядеться к фрескам на западных гранях северо-восточного и юго-восточного столбов у алтаря (хотя это и трудно из-за высоты, на которой они находятся, и скудного освещения). 
Соответственно сверху – архангел Гавриил и Богоматерь на Благовещении, снизу – святые целители Иоанн, Кир, Флор и Лавр. Суровость и аскетизм в страстных взорах святых, простота в сочетание с экспрессией – думаю, на новгородцев XII в., когда эти фрески заливал яркий солнечный свет из позднее закрытых многочисленных окон, производили просто потрясающее впечатление.
Помимо собора, кое-что есть и за его стенами. 
Обойдя собор, можно попасть на сохранившийся уголок бывшего монастырского кладбища. Из травы стоят и лежат могильные плиты XVIII-XIX вв. Просто походить среди них, пытаясь прочесть уже трудно различимые буквы длинных эпитафий. Например, статского советника, скончавшегося в 1893 г. 
 
А напротив собора имеется Сретенская церковь с монастырской трапезной, построенная в 1533-1536 гг. и перестроенная в XIX веке. У её входа тусуется новгородское студенчество – там по-прежнему находится спортзал НовГУ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий