История Сирии. При Асадах

Продолжаю рассказ об истории Сирии. Сегодня – при Асадах

Хафез Асад, выходец из бедной семьи крестьян-алавитов из окрестностей Латакии, смог за три десятилетия превратить Сирию из политически раздробленной, слабой и зависимой в военном и экономическом отношении страны в сильную и влиятельную региональную державу. Подобно другому выходцу из бедняков (сменившему Насера у власти в Египте Анвару Садату) Асад очень отличался от интеллегентов-любителей социализить всё подряд (вроде Насера или Джедида). В народе Асада фамильярно называли "папой".
Настоящий гроссмейстер политической игры, он умел, в зависимости от обстоятельств, быть терпеливым, проницательным, хитрым, красноречивым, жестоким. При сохранении социалистической риторики, Асад провозгласил, что "решающая сила нации покоится на индивидуальной активности". За государством осталась крупная промышленность, инфраструктура, банковско-финансовая сфера и внешняя торговля, в других областях частный капитал получил полную свободу деятельности.
Сначала Сирия в экономическом плане опиралась прежде всего на СССР, но в конце 70-х годов пошла на создание "свободных зон" и привлечение западного капитала и к середине 80-х годов забыла про пятилетние планы. Было построено большое количество крупных промышленных предприятий, дорог, мостов, современных портов, жилых кварталов. СССР построил Сирии ГЭС "Ас-Саура" на Евфрате, а американцы нашли в середине 80-х годов на востоке Сирии нефть.
Во внешней политике Сирия являлась главным союзником СССР на Ближнем Востоке, было развёрнуто масштабное военно-техническое сотрудничество, советская Средиземноморская эскадра базировалась в Латакии и Тартусе.
Сирия подхватила уроненное Египтом после Кэмп-Дэвида знамя передового фронта борьбы с сионизмом, что обеспечило ей большие финансовые дотации со стороны богатых монархий Залива, прежде всего Саудовской Аравии, с которой сирийцы всегда сохраняли хорошие отношения.
А вот отношения с соседями складывались довольно сложно. В октябре 1973 года сирийская армия попыталась отбить Голанские высоты, но не смогла – вернуть удалось, да и то уже после войны, по решению ООН, только Кунейтру. Мирные переговоры с Израилем то начинались, то прекращались, и пока мирный договор этим двум странам не грозит – сирийцы требуют вернуть Голанские высоты, а израильтяне отказываются. Долгие десятилетия Сирия поддерживала курдских повстанцев, что привело к "холодной войне" с Турцией – лишь в 1998 году отношения были нормализованы. С Ливаном сирийцы пытались строить "особые отношения", и в итоге увязли в ливанской гражданской войне. Противоречия же с Ираком, где у власти стояло схожее баасистское правительство, в итоге привели к полному разрыву в августе 1980 года. В начавшейся вскоре ирано-иракской войне Сирия поддержала Иран, что и привело к продолжающейся и по сей день тесной дружбе Дамаска с исламским революционным режимом Тегерана. Про сложные отношения с Иорданией я уже писал в главе про хашемитское королевство.
Опорой власти Асада стала армия – монолитный, дисциплинированный и достаточно эффективный инструмент войны и мира. Ведущую роль в ней играли, составляя 90 % высшего командного состава, единоверцы Асада – алавиты (одна из шиитских сект), составляющие 12 % населения Сирии. Алавитами были подавляющее большинство губернаторов провинций и функционеров правящей баасистской партии. Ну а стабильность власти придавал союз алавитской армейско-партийной верхушки с суннитской олигархической элитой (мусульмане-сунниты составляют большинство населения Сирии), укреплявшийся разного рода брачными, экономическими и прочими связями.
Разумеется, оставались и недовольные. В конце 70-х годов борьбу против светского режима повели исламские фундаменталисты, сирийские "братья-мусульмане". В 1982 году дело дошло до покушения на Асада и восстания в Хаме. Движение было подавлено беспощадно, с истинно восточной жестокостью, и на два десятилетия Сирия забыла, что такое исламский фундаментализм. В 1983-1984 году происходили какие-то закулисные игры, закончившиеся падением 2-го человека в государстве, брата президента Рифаата Асада, чей неукротимый нрав не нравился сирийским генералам.
К тому времени, когда опираться на СССР стало больше невозможно, Асаду парадоксальным образом удалось восстановить нормальные отношения с Западом – в этом ему сильно помог его "заклятый друг" Саддам Хусейн, захватив Кувейт. Сирийская армия приняла активное участие в "Буре в пустыне" в 1991 году.
Тем не менее, к середине 90-х годов экономическое положение Сирии осложнилось. Пропал СССР, падение цен на нефть сократило саудовскую помощь, а социальные программы привели к резкому росту населения, 20 % которого оставалось без работы. В 1994 году последовали осторожные шаги по либерализации экономики.
Постепенное продвижение во власть старшего сына президента Баселя, а после его гибели в 1994 году в автокатастрофе, Башара, вызывало скрытое недовольство военной верхушки. При этом, если обладавший "военной косточкой" Басель слыл всеобщим любимцем армии и кумиром "золотой молодёжи", то гражданский врач-офтальмолог Башар не имел подобной харизмы. Во второй половине 90-х годов, чтобы укрепить позиции сына, Хафез Асад устраивает масштабную чистку власти под знаменем "борьбы с коррупцией". Дыма без огня не бывает – и правда, чуть ли не половина сирийских генералов стали миллионерами на ливанской контрабанде. Но обвиняли в этом только тех, кто без энтузиазма относился к Башару. Хафез избавился от самых верных своих сторонников вроде начальника генштаба Шехали, верой и правдой служивших ему не одно десятилетие. Не пожалел он даже своего младшего сына Махера, кадрового военного, пользовавшегося большим уважением в армии.
Освободившиеся должности занимали друзья Башара – 30-40-летние люди, получившие образование в Западной Европе и за пару лет прошедшие путь от майоров до генералов. Главную роль в этой "большой чистке" сыграл зять Хафеза, генерал Асыф Шаукат, фактически ставший главой могущественных сирийских спецслужб, и вторым человеком в сирийской власти после президента. Именно его Запад позднее обвинит в устранении ливанского премьер-министра Рафика Харири (смотри "кедровая революция").
10 июня 2000 года Хафез Асад скончался на 70-м году жизни. Через несколько дней сирийский парламент единогласно изменил конституцию (Башар был моложе установленного конституцией возраста для занятия поста президента) и избрал Башара Асада президентом Сирийской Арабской Республики. Передача власти прошла спокойно.
Башар Асад за годы своего президентства продемонстрировал твёрдость и целеустремлённость в достижении поставленной цели в сочетании с политической гибкостью и умением маневрировать. Важную роль в президентском окружении стала играть его жена – суннитка Осама Ахрас, регулярно появлявшаяся на публике, в шокирующем платье до колен.
"Перестройка по-сирийски" началась с политики. Из тюрем были освобождены тысячи политзаключённых, в том числе участники событий 1982 года, была дана большая свобода СМИ, разрешено издание частных газет. Башар даже запретил выставлять свои портреты на улицах. Начали действовать независимые "политические клубы", требовавшие демократизации режима. Правда, недолго музыка играла и к середине 2001 года политическая либерализация была свёрнута, наиболее активные оппозиционеры арестованы и обвинены в "сотрудничестве с ЦРУ и врагами Сирии". Улицы сирийских городов заполнились портретами Башара.
Куда серьёзнее были изменения в экономической сфере. В 2001 году разрешено создание частных банков, в том числе с участием иностранного капитала. Началось создание частных школ, университетов. Заметно расширена свобода предпринимательства, широкую свободу деятельности получили и руководители государственных предприятий. Только пока реальных улучшений в экономическое положение Сирии все эти шаги не принесли. А резкое сокращение социальных программ ощутимо ударило по благосостоянию простых граждан.
Сохранились и основы внешнеполитического курса – тесные связи с Ливией и Ираном, поддержка радикальных палестинских группировок и ливанской "Хезболлы". Некоторое потепление в отношениях с Западом в первые годы правления Башара сменилось новым похолоданием после американской оккупации Ирака и "кедровой революции" в Ливане. В последние годы наметилось и активизация заглохшего в 90-е годы сотрудничества с Россией.
Заключая рассказ, можно констатировать, что несмотря на стабильность нынешнего политического режима в Сирии, у страна остаются большие проблемы. Именно они и вышли наружу весной 2011-го

Комментариев нет:

Отправить комментарий