Индия, страна без прошлого и будущего

Коллеги по работе, рассматривая подборку фоток по Индии, выражали своё впечатление фразой "какая нищета". А ведь подборка была самая обычная – памятники, уличные сценки, ну была одна фотка колкатских трущоб. Но всё же такая реакция малость удивила.
Лет двадцать назад в заметках одного экс-советского гражданина про Японию прочитал, что японцы ездят в Индию, чтобы посмотреть, насколько бедно могут жить люди. 
Японцев в Индии по-прежнему много, и индийская нищета никуда не делась. 

А ведь современная Индия – одна из стран БРИК, страна с бурноразвивающейся экономикой, растущим ВВП (темпы уступают только китайским, даже в кризисном 2009-м составили 6,1 %), укрепляющейся рупией. 
По количеству долларовых миллиардеров Индия вышла на 2-е место в мире. Индийские олигархи (как сталелитейный магнат Миттал) скупают предприятия по всему свету и западные коллеги не относятся к ним с таким предубеждением, как к российским. 

Индия показывает миру примеры успешного разгосударствления таких сложных секторов экономики, как пассажирские авиаперевозки. 
Даже дороги мало-помалу строят. 
Эта страна запускает в космос свои ракеты, обладает ядерным оружием, остаётся фармацевтическим гигантом – то есть вполне неплохо показывает себя в сферах, требующих мозгов. 
А есть ещё бурный рост IT-технологий. 

Индийское правительство радостно рапортует о снижении бедности в два раза и стремительном росте среднего класса, такими темпами к середине века в Индии бедных совсем не останется, и будут только богатые и средний класс. 
По оценке Голдман Сакса, к 2045 году Индия обгонит по ВВП Японию и станет 3-й экономикой мира после США и Китая. То есть, всё хорошо? 

Ну, с точки зрения фэнов неолиберальных экономических теорий, надо реформы продолжить и углубить, ещё шире открыть внутренний рынок для иностранных товаров и инвестиций, приватизировать то, что ещё осталось в руках государства. 
И всё будет просто здорово. НЕ БУДЕТ. 
Для того, чтобы понять это, достаточно выйти на улицы индийских городов – и где весь этот рост ВВП? 

Как и полвека назад, дорожный хаос, смог, нищета, трущобы попадаются в самых неожиданных местах – как на мосту через железнодорожные пути в районе вокзала Нью-Дели. Разве что над этими трущобами теперь встречаются спутниковые тарелки, а из-за жестяных стен доносятся звуки телевизора. 

Да, телевизор. Был просто поражён, насколько картинка жизни на голубом экране не имеет ничего общего с реальностью, видимой из любого индийского окна. 
Ну не бывает в Индии таких чистых поездов и вокзалов! 
Реклама же тут ещё тупее и навязчивее, чем в России. 

Ладно, посмотрим ещё на другие факты. Начнём с бедности. По мнению индийского правительства, только 24 % индусов теперь живёт меньше чем на доллар в день (национальная черта бедности) против 42 % в 1981 году. Правда оно забывает уточнить, что в 1981 году можно было сытно поесть на одну рупию, а теперь на это не хватит и десяти. 
Всемирный банк оценивает число бедных в Индии в 42 % - это те, кто живёт меньше, чем на 1,25 доллара в день (это международная черта бедности). 
Наконец есть независимые оценки, что 65 % индийцев живёт меньше чем на 20 рупий в день. А это называется уже не бедность. Это – крайняя нищета. 
Кто же прав? Выйдите на улицы индийских городов и сразу всё поймёте. 
Косвенно правильность последних цифр подтверждает другая статистика: 43 % индийских домов могут позволить себе иметь велосипед, 11 % - мотоцикл, 2,5 % - машину, 31 % - телевизор. 
Официально говорится о 9 % безработных, неофициально – о 30 % индийцев, не имеющих работу или перебивающихся случайными заработками. Грамотность – 65 %. 

Около 400 миллионов индийцев (треть) не имеют доступа к нормальному туалету. Растёт социальное неравенство. 

Славный город Мумбай стал мировым лидером по числу потребляемых бутылок шампанского "Дом Периньон". Четверть его населения живёт в шикарных особняках или кондоминиумах по цене 10 тысяч долларов за квадратный метр. А 42 % - в трущобах, не имея доступа к нормальной питьевой воде. 
Кстати о воде. Официально, 83 % населения Индии имеют доступ к воде, соответствующей всем санитарным нормам. Вам тоже смешно. Вот и Всемирный банк в 2008 году даже отказался проводить оценку этого показателя, констатировав, что индийские нормы и близко не отвечают никаким международным стандартам. 
И положение в этой области не улучшается, поскольку данный сектор в Индии был успешно приватизирован. 

 Есть ещё всевозможные международные рейтинги, согласно которым все годы реформ Индия уверенно движется вниз по всем показателям социального развития (кроме образования). Подобные примеры можно множить. 
И все эти проблемы остаются, никуда не деваются и никак не решаются. Скоро индусов станет больше чем китайцев, и все эти проблемы станут только острее. 
И Индия с ними никак не справится, а просто будет с ними жить, как жила всегда. Разве что есть ещё проблема разрушения экологии, которая зримо видна при виде пересохших в жаркий сезон рек. Почему-то, в национальных парках они по-прежнему полноводны.

Да, стоит отдельно сказать о сельском хозяйстве, как наиболее пострадавшем от неолиберальных реформ секторе экономики. Индия, успешно решившая в результате "зелёной революции" проблему самообеспечения продовольствием, в ближайшие годы может снова столкнуться с голодом.
Происходит стремительное ухудшение аграрной инфраструктуры, площадь орошаемых земель упала до 52 % - постепенно иссякают пласты грунтовых вод, а новых работ по ирригации никто не проводит. Почти половина индийских крестьян за годы реформ оказалось в долговой кабале.
Даже официальных цифры говорят о 200 тысячах крестьян, покончивших с собой от безысходности за последние 10 лет. И почему-то, больше всего таких самоубийств происходит в тех штатах, где наиболее бурно развиваются IT-технологии.
 Результаты реформ налицо – уже сейчас половина индийских детей в возрасте до 5 лет имеет недостаточный вес в результате недоедания. Этот показатель в два раза больше, чем в Чёрной Африке!
Что же делают индийские неолибералы для спасения сельского хозяйства от краха, какой нацпроект они затеяли? Я был в шоке. Правительство планирует к 2013 году подключить 20 тысяч деревень к Интернету!
Я не знаю, каким словом можно назвать тех, кто считает, что самое важное для людей, умирающих с голоду, конечно же И-нет. Зато уверен, что на этом проекте неплохо заработают многие политики и индийские IT-бизнесмены.

Хотя с обилием рабочей силы Индия успешно справляется, ибо почти всё тут делается вручную. Женщины-кули всё так же носят цемент в корзинах на головах даже на строительстве многоэтажек в Нью-Дели.
Сколь-либо заметное использование техники видно только на строительстве автобанов. И правильно, зачем она, если вокруг столько дармовой рабочей силы, готовой работать за дал и роти.

А теперь примеры не из статистики.
 Поезд Дели-Бхопал, попутчики – молодой продвинутый парень, постоянно копавшийся в компе и регулярно звонивший шефу по работе с характерным "Йес, бос", и какой-то полицейский начальник затеяли беседу о перспективах экспорта красной глины из Бхопальского региона.
А за окном поезда шли трущобы Видиши – шокирующие даже по индийским меркам.

Колката – безусый юнец за рулём крутого джипа останавливается у закрытых ворот католической церкви и начинает нетерпеливо сигналить, священник поспешно семенит открывать ему ворота.

Патна – случайно забрёл на территорию центральной больницы. Жара, люди привозят своих больных на велорикшах, и кладут тут же на газон, под деревья – ждать очереди в приёмный покой.
Некоторые уже и не шевелятся – может, умерли? Ещё одну очередь сдерживают полицейские – женщин, девушек и просто девочек с судками, пришедших навестить своих больных.
В индийских государственных больницах не кормят. И врачей в них катастрофически не хватает. Индии не хватает 25 % учителей и 40 % врачей.
Только вот индийские ВУЗы сейчас усиленно готовят менеджеров да специалистов по IT-технологиям.

Вокзал Джанси – по платформе идёт уборщик с метлой, сметает мусор, который индусы в изобилие бросают на пол, не удосужившись пройти пару шагов до мусорной урны, прямо на рельсы. "Эдак у них к вечеру поезда ходить не смогут" – подумал я.
Но всё продумано. Следом уже по рельсам идёт второй уборщик и собирает мусор в мешок.

Вокзал Нью-Дели – на скамейку присел парнишка лет 10-ти, с большим мешком собирающий по мусоркам пластиковые бутылки. Завидев на платформе троицу полицейских с палками, он моментально юркнул в стоящий вагон электрички.
Полицейские его заметили, остановились рядом, поговорили, посмеиваясь, и пошли дальше. Мальчишка вылез, вздохнул и продолжил свою работу.
К сожалению, не смог найти даже примерных цифр о детском труде в Индии. Но они точно велики и снижаться не намерены.

Пожалуй, больше всего в Индии поражает именно то, что индусам совершенно наплевать на всю эту нищету. Такое чувство, что они считают, что всё так и должно быть. Не все, но точно большинство.
Ну да, традиционное общество, в котором кому-то положено быть богатым, а кому-то рыться на помойке. И узы этого общества ничуть не слабеют.
Есть в этом и хорошее – индийская социальная модель обеспечивает небывалую социальную стабильность общества. И разбогатевшие горожане без опаски живут в своих особняках или шикарных многоквартирных домах рядом с трущобами.

В поезде Райпур-Бхубанешвар двое попутчиков – молодых интеллигентных мужчин – разговорились о судьбах Индии. Взгляд их на текущую ситуацию был мрачен.
Запомнилась фраза, что если даже полиция стала Раваной, откуда же ждать Раму.
В итоге собеседники сошлись на мнении, что Индию спасут только коммунисты. Возможно – глядя на Китай.
Только вот не выйдет, ибо на страже индийского общества стоит демократия.

Да, Индия очень гордиться статусом "самой большой демократии мира". Удивительно, рожденная в далёкой Британии вестминстерская система подошла Индии, словно родная.
И стала не только частью индийской цивилизации, но и самым надёжным стражем её традиционности. А также одним из любимейших шоу индусов – наряду с крикетом и Болливудом.

Шоу, где яркость игры актёров служит чуть ли не главным аргументом. Ибо обещают то все примерно одно и тоже. А уж в ярких актёрах недостатка нет, некоторые прямо из кино и приходят.
Чего стоит один Лалу Бихарский и его жёнушка – между прочим, зримый продукт вполне разумной реформы по эмансипации "списочных каст и племён".
А коррупция – ну это неотъемлемая часть шоу. Если в новостях показывают, что полиция выводит человека в наручниках – значит, арестовали очередного политика. Чего-то часто их выводят:)
Так что парламентским путём коммунисты не победят. А для победы по непальскому сценарию, Индия слишком велика и разнородна.
Вот такая Индия. Страна вечного настоящего, растянутого на тысячелетия. У такой страны просто не может быть будущего, завтра опять наступит сегодня, и послезавтра – тоже. Ничего тут не изменится.
Прошлое? Ну, буддийские ступы Санчи, Тадж-Махал или Мемориал Виктории – это конечно прошлое. Но Индии ли?
Или тех, кто пытался двинуть её в будущее? Но пришельцы либо уходили, либо растворялись в индийской вселенной.

А вот, к примеру, храмы Каджурахо – никакое не прошлое. Они законная часть вечного настоящего Индии.
За мной в один из храмов вошла группа женщин, оставили подношения у Шивалингама и спели религиозный гимн.
Закончу цитатой из одного знатока Индии и весьма достойного человека:
"Хиндустан — малоприятное место. Народ там некрасивый, хорошее обхождение, взаимное общение и посещение им не известны. [Большой] одаренности и сметливости у них нет, учтивости нет, щедрости и великодушия нет. В их ремеслах и работе нет ни порядка, ни плана: шнур и угольник им не известны. Хорошей воды в Хиндустане нет, хорошего мяса нет, винограда, дынь и хороших плодов нет, льда нет, холодной воды нет, на базарах нет ни хорошей пищи, ни хорошего хлеба. Бань там нет, медресе нет, свечей нет, факелов нет, подсвечников нет".
Написал сиё основатель династии Великих Моголов Захир ад-дин Бабур в своей автобиографии "Бабур-наме" в 932 году хиджры (1525-1526 от Р.Х.). Ну, и что изменилось-то?

Комментариев нет:

Отправить комментарий