Индия – взгляд на современный индуизм

Поделюсь впечатлениями об ещё одной стороне современной индийской жизни. А именно – индийском язычестве, именуемом индуизмом.
Лекций глубокомысленных не будет – просто увиденные сценки да попытки их обдумывания.
 
Начну же с одного рассуждения общетеоретического плана. Вот везде в умных книжках пишут, что индуизм поглотил буддизм в Индии, сделав Будду аватарой Вишну. Ну-ну. 
А вот передо мной на столе стоит набор из 10 терракотовых фигурок аватар Вишну. Набор сей куплен в городе Пури и изготовлен местным храмом Джаганатха – одним из самых почитаемых вишнуистских святилищ современной Индии. По значимости, сравнить сей набор можно с иконами в христианстве. 
И вот представьте, что на иконе Святой Троицы кого-то не хватает. Так вот, никакого Будды среди десяти официальных аватар Вишну от храма Джаганатха нет! А место недостающего аватары занимает Баларам, старший брат Кришны. Кстати, при таком раскладе Кришна выходит девятым и последним из бывших аватаров – остаётся только Калки, аватара грядущего. 

Ну это было лирическое отступление – перехожу к самому индийскому народному индуизму. Храмы у индуистов имеются, большие и маленькие, древние и новые. 
Храмов много – гораздо больше, чем церквей или мечетей. Иногда они оказываются в совершенно неожиданных местах – как в Гвалиоре прямо у полотна железной дороги рядом с вокзалом. Или скромные белые святилища просто в чистом поле. 

Помимо храмов, есть и другие святилища. Часто видел гигантские баньяны, ставшие объектами поклонения – ствол дерева украшен разными ленточками, а под ним обычно небольшая божница с изображением божества. 
Вот такие священные деревья по-индийски. 

Раз есть храмы – значит есть и священники-пандиты. Как-то рано утром в Райпуре наблюдал пандита, подметавшего порог "своего" храма – прямь лавочник готовит к открытию лавку. 
 А что же сказать о пандитах вообще? Чтобы не обидеть:) Попрошайничающие в поездах, сидящие на дороге к храму с плошками для подаяния (ничем не отличаются от нищих на папертях наших церквей), причём приставучестью индийских нищих пандиты превосходят. 
Некоторые пандиты сидят на улице, у оградки своего храма и торгуют разложенными перед ними разными амулетами – эти больше напоминают обычных уличных торговцев. 

В Патне не раз видел одного оригинала – ходил он в маске какого-то божества и с бутафорской булавой на плече. 
Регулярно обходил местных торговцев и собирал с них "добровольные пожертвования" – так, рупий 5-10 с каждого, не желавших отдавать стукал булавой по голове. Так торговцы от этого товарища бегали форменным образом! 

Или другой эпизод – уже в Колкате. В общественных местах – лавках, отелях, кантинах, даже Интернет-кафе и салонах мобильной связи – обычно (но далеко не всегда) имеется уголок с изображением бога/богини, украшенным гирляндами. 
Как-то, когда завтракал в такой кантине напротив железнодорожного вокзала, туда вошёл пандит с сумой на плече, достал из неё палочки с благовониями, воскурил их, скороговоркой пробормотал какую-то молитву. 
Такое вот "религиозное обслуживание на дому". Гораздо больше времени, чем сам ритуал, заняло у него стояние у кассы с протянутой рукой. 
Мне даже жалко мужика стало – с каким-то совершенно неописуемым выражением недовольства на лице кассир, отвлекаясь по малейшему поводу, отсыпал ему пригоршню мелочи. 
В общем, не похоже, что пандиты в массе своей пользуются у рядовых индусов уважением. 

В их взглядах на пандитов часто видел такую же брезгливость, что и в отношении обычных попрошаек. Индусы, надо отметить, особо не подают. 
 Нет, конечно, есть вполне уважаемые пандиты – по телевизору видел. 
А одного даже лично – на одной узкой улочке Хоуры, когда возвращался с Белур Матха. Автобус обогнал религиозную процессию из двух-трёх десятков мужиков с… так и хочется сказать хоругвями, громко распевавших религиозные гимны. 
Во главе её шествовал крепкий атлетично-сложенный парень в одной оранжевой набедренной повязке. Так пол-автобуса стало истово… так и хочется сказать креститься. 
Хотя по мне, больше это походило не на религиозную процессию, а на марш сторонников Хиндутвы. 
С другой стороны, у нас крёстные ходы на Кирилла-Мефодия в казачьих краях ничуть не хуже. 

И что же, при таком отношение к пандитам, сказать, что индусы – нерелигиозны? Глупость. Просто их религиозность по-другому выражается. Никого не удивляет божница на лобовом стекле автобуса, авторикши или такси. 
Водитель автобуса в Мандле, выезжая в рейс, притормаживает у храма – купить у торговца гирлянду. 
Или город Пури, кантина на СТ Роад, где обычно питался, мало того, что имела обычную божницу, так и ещё все стены были расписаны неплохими картинами религиозного содержания, а владелец кантины регулярно молился перед ними. Придёшь так, присядешь где-то в сторонке тихонько, пацан – сын владельца примет заказ, когда папа освободиться (максимум минут через десять), тогда и начнёт готовить. 

А уж дома обязательно будет "красный уголок", а в больших домах – и отдельная комнатка. 
Когда останавливался в семейных гестхаузах, приглашение на вечернюю пуджу было столь же обязательным, как предложение брэкфеста. Похоже, считается, что на такой службе должны присутствовать все, кто сейчас пребывает под крышей дома. 
С другой стороны, никто никого не неволит – не хочешь – не иди. Да и в храмах индусы зачастую обходятся без пандита. 
Уже рассказывал про такую сценку в Каджурахо. Сами воскурили благовония, сами спели гимн, оставили перед статуей бога или лингамом Шивы подношение – цветы да деньги. 
И правда, зачем тут пандит? Нужен он только, чтобы в храме прибираться. 

Когда ехал на викраме из Гаи в Бодгаю, водитель притормозил у какого-то небольшого придорожного святилища, пошарил по карманам, затем попросил у соседа мелочь, что-то прошептал, сложив руки у лбу, и бросил монетки в святилище. 
Или сценка в том же Каджурахо – мужик шёл по улице, вёл осла в поводу, остановился у порога храмика, отпустил веревку, сложил ладони, о чём-то помолился, подобрал веревку и пошёл с ослом дальше. 

Самую же запоминающуюся пуджу я наблюдал в Райпуре, в автобусе, которым приехал с Мандлы – про поездку уже писал. 
Итак, после прибытия, кондуктор – крупный немолодой раджпут с шикарными вислыми усами и в тюрбане – стал готовить бас к обратному рейсу. Разжёг благовония перед божницей у водительского места, стал читать молитвы глубоким хорошо-поставленным голосом, постепенно повышая громкость. После пяти минут такого чтения встал, и с благовонием и чтением молитв сначала прошёлся по салону, а потом обошёл автобус снаружи. 
Да уж, вспоминая дорогу Мандла-Райпур, без божественной помощи на ней ну никак:) Кстати, автобус он обходил как положено – справа налево. 

Такой же порядок соблюдается в индуистских и буддистских храмам. Так же, заходя в них, положено снимать обувь. Иностранцам тоже - если их, конечно, туда пускают. 
В самые почитаемые (вроде того же Джаганатха, бхубанешварского Лингараджа или бенаресского Вишванатха) - точно не пускают.  

А вообще, меня смешат эти "новообращённые индуисты" из иностранцев. Что бы там не втирали "общечеловеческие" гуру модернистского индуизма для либералов, хинду можно только родиться. 

Помимо храмов и деревьев, священными для индусов являются реки и горы. У священных гор не был, а вот реки видел. И именно благодаря им окончательно убедился в сильной религиозности индусов. 

Дело в том, что Гангу и Ямуну я несколько раз пересекал поездом или автобусом. И каждый раз, в моём поле зрения обязательно оказывался минимум один индус, который, глядя на реку, касался лба ладонью – такой же жест религиозные индусы делают у порога почитаемого ими храма. 
В купе могло быть всего трое, считая меня (как в поезде Патна-Сатна), но один обязательно сделает такой жест. Причём, зачастую это проделывали молодые и вполне современно выглядевшие парни, отрываясь от набирания СМСок на мобильнике! 
Интересно, а много на Руси людей, крестящихся, проезжая на автобусе мимо церкви? 

Да, совсем забыл, помимо пандитов, есть ещё святые-садху – как-то мне не довелось побывать в местах их концентрации, так что видел их только по телевизору. Причём сюжет во всех случаях был одинаков – очередной политик приезжает к очередному садху. "Батюшка, благослови":) Всё, не буду больше про индийских политиков, писал уже

А вообще на индийском телевидении индуизма много. Есть даже специальные каналы, по которым постоянно проповедники вещают – правда подобные каналы есть и у мусульман с сикхами. 
И минимум пара телеканалов, по которым постоянно крутятся экранизации "Рамаяны" с "Махабхаратой" (внешне больше всего похожи на телеспектакли советской эпохи) да болливудские фильмы религиозного толка. 

Вот каким я увидел современный индуизм – ещё один кусочек огромной и весьма противоречивой мозаики под названием "Современная Индия".

1 комментарий:

  1. Casinos Near Bryson City, Bryson City NC | MapYRO
    Find 여주 출장샵 Casinos Near Bryson City NC, 경주 출장마사지 Bryson City on MapYRO. Find out the location, 원주 출장안마 hours, directions, and more 광주광역 출장안마 for casinos in Bryson 상주 출장샵 City.

    ОтветитьУдалить