Ближний Восток. Транспорт

Сегодня расскажу о том, каким транспортом путешествовать по Ближнему Востоку.
А всяким. Начну с необычного (для арабов):) В Сирии имеется неплохая сеть железных дорог, по которым ежедневно, а то и не раз на дню ходят поезда. Самый известный участок железной дороги, на котором я и проехал поездом – от Алеппо до Латакии, где дорога туннелями и мостами пересекает крутые прибрежные горы. Здесь ходит целых четыре поезда в день – по два рано утром и после обеда. 
Из этой четвёрки – два – современные экспрессы, преодолевающие расстояние за пару часов без остановок, а два – обычные поезда, останавливающиеся на каждой станции, и тратящие на дорогу три с половиной часа. Я ехал на втором – билет во 2-й класс стоил 50 сирийских фунтов. Приобретается в кассе на вокзале Алеппо (Багдадская станция). Снаружи ГДРовские вагоны 70х годов выглядят довольно страшненько, но внутри оказались приемлемые мягкие кресла, так что ехать можно вполне комфортабельно. 
Помимо участка Алеппо-Латакия, поезд представляется неплохим вариантом для выбирания из Дейр-эз-Зоора в Алеппо, уходит он в половине восьмого утра – именно его мне всячески советовал заботливый владелец отеля "Аль-Джамия Аль-Арабия", но я предпочёл пойти своим путём:) 
Главное же средство передвижения между городами – большие комфортабельные кондиционированные автобусы с проводниками (а иногда и проводницами), разносящими воду и конфеты, ходящие строго по расписанию, билеты на которые с фиксированными местами приобретаются заранее в кассе. То есть то, что в Сирии зовётся "лакшери пульманом".
В Иордании представлены тремя большими компаниями – JETT, Trust и Hijazi, есть и ряд мелких. Басы первых двух ходят из Акабы по Пустынному шоссе в Амман, а "Трастовские" – и в Ирбид, отправляются и приходят к офисам компаний. "Хиджазивские" ходят с Южной автостанции Ирбида в Амман и обратно. Так же обслуживают международные рейсы. 
В Ливане подобные басы двух компаний (правда уже без проводников) – "Коннекс" и "Триполи Экспресс" работают на линии Бейрут-Триполи, ежечасно ходят с бейрутской автостанции Шарль Хелу.
Наконец, Сирия – настоящее царство таких басов. Число компаний исчисляется десятками, во многих городах у них есть собственная автостанция ("пульман карадж"). Компаний конечно много, но к лидерам по соотношению цена/качество относят две – "Аль-Кадмус" и "Аль-Ахлия", у обоих, кстати, есть даже сайты в И-нете, правда только на арабском. Собственно на них я и ездил по Сирии, кроме возвращения из Босры в Дамаск – на линиях южнее Дамаска эти компании почему-то не работают. 
Тут дам совет – не ленитесь! Разумеется, появление на автостанции иностранца с рюкзаком привлечёт внимание хэлперов. И вы можете отдаться в их руки. Только помните, что работают они на так называемые VIP-компании. В результате вы заплатите за этот самый VIP (отдельное кресло, да воду и конфеты разносят чаще) раза в два больше, и не исключено, что проторчите на автостанции лишнюю пару часов – VIP-басы ходят гораздо реже.
Моё поведение было следующим – на автостанции сначала искал офис "Кадмуса", интересовался временем отправления ближайшего баса в нужную мне сторону, если ответ устраивал – покупал билет, если нет – шёл в офис "Ахлии" и проделывал то же самое. В обоих офисах на английском говорят нормально. Ни разу не ждал баса более получаса. 
Почему сначала "Кадмус"? У них билеты чуть подешевле, а расстояние между креслами чуть побольше, так что рюкзак нормально умещался под ногами. Правда сервис порой хромает – на рейсе Дамаск-Хама проводник разнёс воду на выезде из Дамаска и… уснул до самой Хамы:( Да, ещё на выезде с автостанции проводник носит показывать ваш паспорт. Обычно – на новой автостанции в Хаме этого уже не делали. 
Помимо "лакшери пульманов" и в Иордании и в Сирии есть и старенькие "народные" "биг басы", что зовутся в Сирии "чип пульманами". Похоже, это автобусы, списанные из "лакшери пульманов". 
Ходят они с тех же автостанций, что и прочий народный транспорт, отправляются по заполнению, деньги за проезд собирает проводник в салоне. Разумеется, про воду и конфеты можно забыть, кондишн есть, но тут уж как повезёт – он может работать нормально, работать кое-как или уже сломаться окончательно. Обычно ходят на популярных направлениях между близлежащими крупными городами, являясь дешёвой альтернативой "лакшери пульманам". Именно на таком я ездил из Ирбида в Джераш. 
Теперь перейдём к основному виду междугороднего транспорта. В Иордании он зовётся минибасом и представляют собой современные машины японского производства, рассчитанные на пару десятков мест. 
Ходят они с автостанций (в Иордании они зовутся "муджамма") по заполнению, деньги за проезд собирает помощник водителя перед отправлением или водитель на выходе. Пункт назначения написан на самом минибасе, разумеется по-арабски. Английские надписи видел только в Вади Мусе. Как же найти нужный? Обычно приходил на автостанцию и спрашивал - "а скажите люди добрые, где тут минибас до…" Люди добрые всегда подсказывали, нередко подводили к самому минибасу. Полезно так же заучить, как пишется арабскими буквами название нужного вам населённого пункта.
Пару раз в Иордании ездил и на небольших микробасах, современнее и меньше сирийских. Только вот, как они ходят, понятия не имею. На автостанциях их не видел, хотя с Умм-Кэйса в пятницу утром приехал на совершенно пустую Северную автостанцию Ирбида, а вот с Машари приехал к Ярмукскому университету в том же Ирбиде. Оба раза микрики мне тормозили добрые поселяне по каким-то одним им ведомым признакам, ибо ничего на самих микробасах написано не было. Да, стоили они дешевле минибасов. 
Ещё в иорданском общественном транспорте действует принцип раздельной посадки мужчин и женщин, то есть мужчины садятся на кресла только рядом с мужчинами, женщины – только рядом с женщинами. Ради его выполнения зачастую устраивается пересаживание. 
Иорданским минибасам соответствуют сирийские микробасы, местными именуемые сервизами (ударение на втором слоге). Я же называл их маршрутками, ибо их они более всего и напоминают. "Сервиз, сервиз" – приговаривал сирийский гэбэшник, ловя для меня маршрутку около Дуры-Еуропоса. 
Представляют собой обычно белые микроавтобусы японского и корейского производства разной степени потрёпанности. Находятся на автостанции (именуемой в Сирии "карадж") тем же методом расспроса местных. Кроме того, сами водители зачастую выкрикивают пункт назначения (в Иордании это бывает гораздо реже). 
Правда, не всегда их можно понять. Так до меня не с первого раза дошло, что "Аш-Шам" и есть Дамаск. Ну и на новой автостанции в Тартусе есть чудо – название пунктов назначения на перронах дублировано па английском. Ещё стоит доходчиво объяснить водителю, куда направляетесь, чтобы высадил где надо (по этому поводу порой устраивались шумные дискуссии в салоне с участием водилы и всех пассажиров), или на конечной помог с пересадкой на следующий сервиз. 
Сидячих мест в сервизе вроде как 15-ть, но если надо, народу помещается больше. Отправляются с автостанций обычно по заполнению, платишь или водителю по дороге, или помощнику перед отправлением, или на выходе. Так как в среднем в одном случае из пяти сталкивался с попытками водил содрать больше с иностранца, могу посоветовать простой способ – суёшь соседу гору мелочи и просишь набрать на проезд.
Разнообразие наблюдается и с переписыванием представителями власти на автостанциях паспортных данных, а так же имён отца и матушки. В Дейр-эз-Зооре и Ракке переписывали всегда. В Дейре, когда ехал рано утром в Ракку, водила долго колотил в железную дверь с надписью "полис", прежде чем поднял парня в семейных трусах, чтобы выполнить обряд переписывания:) В Алеппо и прибрежных городах про переписывание не вспоминали. В Дамаске, Хаме и Хомсе – когда как. На Баб Мусала карадж в Дамаске, когда ехал в Эзру, с водилой дошли до офиса большого начальника, но начальник махнул на нас рукой из-под портрета Башара Асада – мол так езжайте. 
Есть в Сирии и минибасы – такие настоящие старенькие мини-автобусы. Стоят дешевле, ходят неспеша, отправляются по заполнению, но являются часто единственным вариантом достижения какого-либо пункта – как Канават или Мааалюля. 
В Ливане имеются как минибасы иорданского типа, так и микробасы сирийского. Причём первые на трассе Бейрут-Триполи ходят даже по расписанию! Но чаще всё же по заполнению, платишь водителю на выходе. Микробасы разумеется быстрее. Так, между Бейрутом и Сайдой микробасы ездят по хайвэю, а минибасы идут по прибрежной дороге, останавливаясь во всех мелких посёлках. 
Ещё во всех трёх странах имеются сервиз-такси – коллективные такси, идущие по определённому маршруту, в которых платишь за одно место ("уан сит"). По личным наблюдениям, более всего распространены в Ливане. Хотя этот вид транспорта я использовал только для трансграничных поездок.
В заключении, немного о городском транспорте. Он представлен в Иордании большими современными автобусами (в Аммане и Акабе), минибасами и сервиз-такси, в Сирии – большими автобусами – современными китайскими или старыми югославскими, и теми же микробасами-сервизами. 
На современных автобусах имеется даже номер маршрута европейскими цифрами, так что если знаешь, какой маршрут нужен, можно ехать без проблем.
На минибасах и сервизах, разумеется, всё написано по-арабски. Для поиска применял тот же метод "а скажите люде добрые", при этом желательно чётко уведомить водителя, куда тебе надо, а то могут завезти куда-нибудь не туда. 
У автобусов и сервизов имеются остановки, но обычно они тормозятся на дороге взмахом руки. Да, автобус стоит в Сирии 5 фунтов, городские сервизы – 10 фунтов в Дамаске, 7-8 в других городах.
Ну и в завершении скажу о такси. Такси, они и на Ближнем Востоке такси, со всем набором причитающихся проблем. Тут совет один – ехать лучше по счётчику, если нет – то заранее договаривайтесь о цене. Торг весьма уместен. 
Мой совет такой – смело делите названную вам цену на два, и сбрасывайте с неё десяток-другой фунтов/пиастров. С попытками изменить обговорённую в начале поездке цену ни разу не сталкивался. В продолжении расскажу о прочих технических деталях самостоятельного путешествия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий