Новгородские впечатления - Неревский конец

Продолжаю рассказ о Великом Новгороде. Пора уже перебираться по мосту Александра Невского на другой берег Волхова, на Софийскую сторону, точнее на её северную часть.
 Перейдя мост, сворачиваем направо, на улицу Великую. Она и выведет к ранее упомянутому главному памятнику советской эпохи в Великом Новгороде. Это областной драмтеатр, среди архитекторов которого был молодой дипломник Андрей Макаревич.
Почему-то подумалось, что если бы Церетели заказали театр – получилось бы что-то подобное, ну разве что скульптурных фигур добавил. Набор архитектурных излишеств, тронутый лёгкой печатью распада. Кстати, "башню самоубийц" за театром обещали разобрать к 1150-летию города. 
По полуразрушенным ступенькам за театром можно спуститься прямо к Волхову, на другом берегу которого симпатично выглядывают из зелени церкви Иоанна Богослова и Бориса и Глеба. 
За театром, от гостиницы "Интурист", сворачиваем чуть налево, на улицу Звериную. Сразу за валами и речкой, на огромном зелёном лугу стоит замечательная неоштукатуренная церковь Петра и Павла в Кожевниках начала XV в. Пожалуй, единственный городской храм, который внешним впечатлением может соперничать с загородными. Напротив – 1-2 этажные особняки новых новгородцев за высокими заборами.
За огромным лугом с Петром и Павлом видна маленькая церквушка Св.Николы Белого конца XIV в. за каре белых корпусов, где располагается областной дом народного творчества. Так сказано на табличке, но марки стоящих во дворе машин рождают у меня смутные сомнения на сей счёт:)
В конце Звериной улицы уже видны купола Покровского собора. Но прямой путь к нему перекрывают ворота вполне действующей воинской части, занимающей часть построек бывшего Звериного монастыря. 
Сворачиваем налево, на углу направо – и вот мы у церковной ограды, ворота которой выводят нас к громадному Покровскому собору, построенному в первые годы XX столетия впритык к Покровской церкви XIV в. А рядом со входом стоит скромненькая деревянная колоколенка современной постройки – такими и были традиционные новгородские колокольни. 
Оба храма действующие и небезынтересные. Собор сильно вытянут с юга на север, при этом узок в ширину, что порождает необычную внутреннюю планировку с очень длинным иконостасом. Внутреннее убранство, разумеется, современное.
А за собором стоит церковь Симеона Богоприимца XV в. Снаружи выглядит она совсем обыденно. Табличка на зарешеченном окошке у входа строго предупреждает: "Свечи ставить в соборе напротив" – очевидно, многие путали. 
Прямо от входа красная деревянная лестница ведёт наверх, к входу в совсем небольшой наос, все стены, колонны и своды которого украшены великолепно сохранившимися фресками XV в., представляющими собой церковный календарь. Разглядывать их можно очень и очень долго.
Всё здесь уютно и по-домашнему. И не без политического подтекста, возвращающего к распрям последних десятилетий независимого существования Земли Новгородской. Напротив главного новгородского святого, Варлама Хутынского, изображён главный московский, Сергий Радонежский. Очевидно, заказчики храма принадлежали не к литовской партии. 
В алтарной апсиде алтаря не было, а с потолка смотрел классический Саваоф – эта часть была разрушена шведами в начале XVII в., восстановлена и дописана в XIX в. 
Через окошечко, затянутое сеткой, можно разглядеть Антониев монастырь. На стене справа от алтарной апсиды – запись о великом море в 16… году. Выглядевшие деревянными распорные балки оказались железобетонными, снаружи обшитыми деревом для аутентичности. 
Обязательно стоит сходить в подклеть – судя по отвесам на столбах храм наклонился сантиметров на десять. 
По Лазаревской улице выходим прямо к нарядной московской кирпичной церкви Св.Троицы XVI в., стоящей посреди обширного зелёного пустыря, на котором присутствуют только остатки небольшого кирпичного фундамента.
Судя по стоящему на углу информационному стенду Свято-Духова монастыря, этот пустырь был раньше монастырским кладбищем. 
Через улицу напротив Троицкой церкви, за забором очередного учреждения стоит бывший собор Сошествия Святого Духа конца XIX в. От него через очередной пустырь выходим к Большой Санкт-Петербургской улице, где у валов находится здание кордегардии – таможни XIX в., на которой недавно восстановили вензеля Николая I.
Идя по Большой Санкт-Петербургской на юг, на левой стороне видим римско-католический костёл Св.Петра и Павла. Выглядит он как Дом культуры сталинской эпохи, на который зачем-то водрузили крест. Интересен он только как ориентир для самостоятельных путешественников – напротив находится закусочная "Веснянка", где можно неплохо и недорого поесть. 
На следующем перекрёстке сворачиваем направо и шагаем по Стратилатовской, на углу которой с Ново-Лучанской стоит церковь Фёдора Стратилата на Щирковой улице. Построена в начале XIII в., перестроена в середине XVI в. – на излёте самостоятельной новгородской архитектуры, в XIX в. пристроена колокольня. Храм действующий и недавно отреставрированный, отчего выглядит весьма нарядно. Конечно, колокольня здесь совсем не к месту, но всегда можно посмотреть с юго-восточной стороны и увидеть последнюю (по времени постройки) классическую новгородскую церковь, ярко сияющую под лучами солнца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий