Новгородские впечатления - Словенский конец

Сегодня – о южной части Торговой стороны.
Перейдя Волхов по пешеходному мосту, пересечём Торг и продолжим путь по Ильиной улице. Знаменитый храм в её конце виден издали. Сама же Ильина – симпатичная тихая улочка с двухэтажными домиками и неактивным автомобильным движением.
10 минут неспешной ходьбы – и перед нами зелёная лужайка, посреди которой и стоит церковь Спаса Преображения на Ильине. Классический новгородский однокупольный храм XIV в., знаменитый единственными сохранившимися фресками Феофана Грека.
Открыт при благоприятных погодных условиях – при моём посещение небо было пасмурным, то и дело накрапывал дождик, но храм был открыт. Лучше всего фрески Феофана сохранились в куполе и барабане, а так же в северо-западной угловой, так называемой Троицкой, камере на хорах. 
Но в куполе нет нормального освещения, а на шаткую лестницу, ведущую к нему, посетителей, разумеется, не пускают. Так что реально рассмотреть только фрески Феофана в Троицкой камере. 
Ведёт туда лестница на хоры, чьи ступеньки не так высоки, как в Спасе на Ковалёве, а на стенах сохранились древние граффити. Выходим на вполне современную деревянную площадка, с неё и заходим в Троицкую камеру, со стен которой смотрят…, нет не смотрят, а сурово взирают на мир, погрязший во зле и грехе, святые подвижники начиная с основателя монашества Св.Макария Египетского. 
И в этих фресках словно замер для нас бурный и трагический XIV век, когда великий константинопольский мастер Феофан Грек принёс из умирающей империи в поднимающуюся Русь традиции "палеологовского Реннесанса".
Рядом со Спасом на Ильине находится памятник совсем другой эпохи – Знаменский собор XVII в. Он выглядит так, как и должен выглядеть классический московский собор времён царя Алексея Михайловича, рядом же с классическим новгородским Спасом – просто неуместно.
Пройдя через деревянные решётчатые ворота под аркой монастырской стены, на своде которой ещё различимы фрески XVIII в., пройдя вдоль собора (зайти можно, но уж слишком там всё "неновгородское") и колокольни (похоже, немного покосившейся), выходим через другую калитку на Знаменскую улицу.
Тихая, заросшая деревьями улица с деревянными домами ведёт вниз. На ней стоит церковь Св.апостола Филиппа, изначально построенная во всё том же XIV в., но сильно "проапгрейденная" приделами и колокольней в XVI-XVII вв. Церковь вполне действующая, дворник подстригает газон газонокосилкой, дымчатый котяра деловито шествует к крыльцу, обычные новгородцы заходят помолиться. Короче говоря, то самое православие, которое так любил Василий Розанов – уютное и умиротворяющее.
Знаменская упирается в забор очистных сооружений водоканала. Поворачиваем налево и идёт вдоль забора к замечательной краснокирпичной церкви Св.Петра и Павла на Славне XIV в.
Кстати, скорее всего именно так при своей постройке выглядели и Спас на Ильине и Фёдор Стратилат на Ручью, белить новгородские храмы стали позднее – до сих пор не остановятся.
На двери весит проржавевший до последней степени замок, а из узких окон-бойниц над дверью свисают обрывки проводов – когда-то в церковь вело электричество, но это было очень давно. Храм, в любом другом русском городе ставший бы символом города, в переполненном подобными вещами Великом Новгороде просто никому не нужен, даже церкви. 
Напротив, через лужайку – белая стена церкви Св.Илии Пророка на Славне, построенной на рубеже XII-XIII вв.
Но церковью это здание можно признать только при взгляде от Петра и Павла. Когда же идёшь по дороге вдоль забора, то видишь перед собой жилой многоквартирный дом полутрущобного типа, у подъезда которого стоит старенькая "Победа", на окнах – цветы и занавески, а из открытых форточек вещают телевизоры. 
Возвращаясь назад на Знаменскую, сворачиваем налево на Нутную. За перекрёстком Нутной и Михайлова располагается обширный рынок, над которым заметен верх церкви Благовещения на Торгу. Пройдя вдоль рынка, у автобусной остановке свернём на тропку, ведущую вдоль задов рынка, откуда лучше всего и видны стоящие среди деревьев церкви Михаила Архангела и Благовещения на Торгу.
Типичная краснокирпичная новгородская церковь Благовещения XIV в. соединяется галерей с колокольней XVI в. с другой (Михаила Архангела), о которой трудно что-то сказать. Фундамент и 1-й этаж – из того же красного кирпича, а выше идёт белая послевоенная постройка с крыльцом, в которой располагается какое-то учреждение. 
Да уж, в Великом Новгороде определённо СЛИШКОМ много древних храмов. Ну просто девать некуда! Может, эту парочку взорвать нахрен и отгрохать тут современный бизнес-центр? Место удобное и земли хватит. 
Это я так невесело шучу, насмотревшись в этом городе на множество древних церквей, занятых учреждениями, ставших жилыми домами или просто заброшенных. На этой мысли и закончим на сегодня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий