Колката – Нетаджи Бхаван и Субхаш Чандра Бос

Сегодня – рассказ об одном месте в Колкате и о великом человеке, с которым это место связано.
Сразу предупрежу – фоток маловато, так как в Нетаджи Бхаване действует общее правило индийских музеев "ноу фото". 
Для кого-то Колката – город Рабиндраната Тагора, для кого-то – матери Терезы, для кого-то – Рамакришны, для кого-то – Сатьяджита Рея. 
Ну а для меня это город Субхаша Чандры Боса. Подобно Махатме Ганди, индусы гораздо чаще зовут его народным прозвищем Нетаджи (переведу это как "Уважаемый вождь" – ближайшая аналогия – "любимый вождь" или "мой фюрер":)).
Его именем назван международный аэропорт Колкаты, а в любом индийском городе можно отыскать улицу Нетаджи Боса, в Колкате такая – одна из центральных. 

Сердце Колкаты Боса – Нетаджи Бхаван (Особняк Нетаджи), его дом-музей. Он расположен в южной части города, на Элгин Роад, недавно переименованной в Лала Ладжпат Рай.
Доехать до станции метро "Рабиндра Садан" (4 рупии от "Эспланад"), пройти дальше по улице Ашутоша Мукерджи, свернуть налево на Элгин. Перекрёсток этот мне запомнился сверхобилием МТСовской рекламы.
Всего где-то километр будет от метро до Нетаджи Бхавана.
Сам особняк под зелёной крышей расположен на правой стороне и не сильно заметен из-за деревьев. Хороший ориентир – большой современный торговый центр "Форум" прямо напротив. 
Особняк принадлежит обществу по изучению наследия Боса, следовательно – музей частный, входной билет стоит 5 рупий. 
Столь любимые индийцами цены для иностранцев отсутствуют по причине того, что иностранцы редко сюда забредают. Кроме японцев – в 2007-м даже премьер-министр Японии посетил Нетаджи Бхаван. 
Во дворе особняка за стеклом стоит белая машина Боса.
Первый этаж занимают библиотека, архив и книжная лавка общества. Я же, купив билет, сразу поднялся на 2-й этаж (1-й по-индийски). 
Там за стеклом имеются несколько аутентичных комнат – спальня и рабочий кабинет С.Ч.Боса, комната его старшего брата Саратха. В спальне воссоздан интерьер той январской ночи 1941-го, когда Бос начал свой последний побег.
А стены рабочего кабинета раскрашены в национальные цвета.
Затем, по старинной высокой лестнице поднимаемся на третий этаж.
Именно тут находится музейная экспозиция. Экспозиция достаточно интересная и хорошо экспонирована, англоязычные подписи к экспонатам имеются, масса карт и таблиц. Во всех залах имеются большие ЖК-мониторы. На них непрерывно крутятся кадры кинохроники о Босе. Сначала идём налево. 
Тут у нас два зала – большой и маленький. Первым идёт большой, посвящённый деятельности Нетаджи до 1941 года, который осматриваем по аккомпанемент пламенный речей Боса с телеэкрана. 

 С.Ч.Бос родился в 1897 году, получил классическое британское образование (вплоть до Кембриджа). Но наступала новая эпоха и Бос с головой окунулся в движение за независимость. Стремительно он становится – на пару с Неру – одним из харизматичных молодых вождей Конгресса. 
Но в отличие от Неру, во всём следовавшего за Махатмой Ганди, позиция Боса была заметно радикальнее. Он считал, что за независимость надо сражаться – и уже в первом зале висят форменные костюмы Боса как главы военизированной организации "Бенгальские волонтёры". 
Ещё Бос, в отличие от Неру, весьма благожелательно был настроен к СССР и нацистской Германии (хотя расизм последней ему никогда не нравился), видя в них как естественных союзников против Британии, так и образец построения государства, способного разрешить извечные межконфессиональные и межрасовые противоречия Индии. 
Наверное, взгляды Боса стоит описать как "национал-социализм", если бы это слово в отечественной историографии не имело столь негативной оценки. 

В 1938 году Бос избирается президентом Индийского национального конгресса. За ним идёт около половины членов самой влиятельной индийской партии. 
Но в мае 1939-го команда Ганди-Неру путём подковёрных интриг вынуждает Боса покинуть пост. Тогда он создаёт собственную партию – "Форвард блок". 
Весной 1940-го Бос устанавливает контакты с японской разведкой. В июне 1940 года конференция "Форвард блока" принимает решение о необходимости развёртывания вооружённой борьбы против британских колонизаторов. 
После конференции Бос арестован британцами и помещён под домашний арест. В январе 1941-го он совершает побег и с помощью советской разведки через Афганистан добирается до Москвы. 
Западные историки пишут, что Сталин отказался поддержать Боса – доказательств я не встречал. В любом случае, из Москвы Бос направляется в Берлин, где был тепло принят Гитлером. 

И переходим во 2-й зал – вот тут экран не работал. Посвящен небольшой зал немецкому периоду деятельности Боса. 
Он создаёт в Германии комитет "Азад Хинд" ("Свободная Индия"), начинает издавать одноимённую газету – множество её номеров лежит в витринах. Ну и подарок фюрера – коробка для сигар. Формируется Индийский легион СС. 
Но в Германии Бос не мог развернутся по-настоящему – не с СССР же, симпатии к которому большинство сторонников Нетаджи не скрывали, воевать. 
А в это время Япония уже вовсю использовала фактор национально-осовободительной борьбы в своей войне с западными державами. И в 1943-м Бос перебирается туда – немецкая подлодка доставила его в южную часть Индийского океана, где он перебрался на подлодку японскую, доставившую его на Яву. 
Рассказом об этом путешествии заканчивается 2-й зал музея. 

Пора возвращаться на лестничную клетку и идти в дверь направо – в третий зал музея, посвящённый Босу и Индийской национальной армии (ИНА). С экрана, под кадры кинохроники, опять звучит голос Нетаджи, перемежающийся боевыми песнями ИНА о борьбе под началом великого вождя Боса за свободную, единую и неделимую Индию. 
Центральное место в зале занимает огромная витрина с подарками Босу – от японского императора и коллег по национально-освободительному движению в Юго-Восточной Азии. В отличие от других залов, одежды Боса тут нет – форма командующего ИНА не сохранилась. 
Формирование ИНА началось в 1942 году после падения Сингапура, когда в руки японцев попало множество индийских военнопленных. 
Армия успела поучаствовать вместе с японцами и бирманскими патриотами Аун Сана в освобождении Бирмы. 
2 июля 1943 года Бос прибыл в Сингапур и возглавил временное правительство Свободной Индии, численность ИНА была доведёна до 40 тысяч бойцов. Её подразделения носили имена вождей борьбы за независимость Индии – были бригады Неру и Ганди (кстати, именно Нетаджи первым назвал Махатму "отцом нации"), и женский полк рани Джанси (Лакшмибай). 
Благодаря авторитету Боса, к проекту присоединилось множество индийцев диаспоры – как индусов, так и мусульман. Ну и атеистов вроде ярчайшей из соратниц Боса Лакшми Сагал. 
Временное правительство Свободной Индии разместилось на единственном кусочке Британской Индии, захваченной японцами – Андаманских островах. Именно там сделана знаменитая фотография Нетаджи, стоящего на пляже и смотрящего в сторону далёкого индийского берега. 
В феврале 1944-го японцы со своими союзниками из ИНА начали наступление в Ассам. 
Если бы ассамский фронт был прорван, если бы ИНА прошла через "индийскую Чечню" Нагаленд в коренные хиндустанские земли. Возможно, на флаге сегодняшней Индии была бы не прялка Ганди, а атакующий в прыжке тигр (символ "Форвард блока" и ИНА). Да и сама Индия была бы совсем другой. Не суждено было. 
Индия Нетаджи осталась в альтернативной реальности. А в нашей реальности медленно, но верно вырисовывалась победа антигитлеровской коалиции. ИНА участвовала в оборонительных боях в Бирме, отступая вместе с японцами после того, как Аун Сан пошёл на сделку с британцами. 
Но Бос не смог так поступить, хотя и отказался бросить ИНА против восставших бирманских частей. Он остался с японцами до конца. 

18 августа 1945 года японский самолёт, на борту которого находился премьер-министр и военный министр Свободной Индии Субхаш Чандра Бос, был обстрелян над Южно-Китайским морем американским истребителем. Бос был смертельно ранен. Похоронен он в Токио. 
Но многие в Индии отказываются в это поверить, до сих пор ходят легенды о том, что Боса спасла советская разведка и что позже он вернулся в Индию и тихо прожил ещё с полвека. 
Лично я в это не верю – полубогу не стать простым смертным. 

Соратников Боса и офицеров ИНА британцы судили как коллаборационистов, их адвокатом на процессах выступил сам Джавахарлар Неру, в движении за амнистию воинам ИНА последний раз вместе выступили Конгресс и Мусульманская лига – даже после смерти Бос смог сделать то, что делал и при жизни – объединить индусов и мусульман. 
В итоге британцы амнистировали офицеров ИНА в 1946-47 гг. 
Некоторые из них, как та же Лакшми Сагал, заняли видное место в политической жизни независимой Индии. Хотя англичане, уходя из Индии, особо взяли с Неру обещание не брать на службу в армию независимой Индии ветеранов ИНА, несколько из них всё же служили и независимой Индии. 
Выпускник Императорской военной академии в Токио Р.С.Бенегал стал одним из самых известных асов индийских ВВС, прославившихся в войнах с Пакистаном. А автор песен ИНА Рам Сингх Тхакур написал гимн независимой Индии. 
Но это уже была другая Индия, не Индия Нетаджи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий