История Новгородщины

Решил, в продолжение темы, изложить вкратце историю Земли Новгородской простым (уж насколько получиться у профессионального историка) языком.

Великий Новгород – старейший русский город, впервые упоминаемый в летописи под 859 г. (другие варианты – 862 г.) Основан на торговых путях из Балтийского региона на юг и восток. Основали его совместно местные родичи будущих финнов и эстонцев (меря и чудь), славяне-кривичи (предки белорусов) и собственно словене "от рода варяжьска" (выходцы то ли со Славянского Поморья в междуречье Одры и Лабы, то ли из прусских земель). 
Именно последние и задавали тон в этом союза, составляли "высокие роды" новгородцев. Название же Новгород (Новоград) – типичное для западнославянского города, на бывшем Славянском Поморье и в Польше до сих пор осталось немало Старградов/Ольденбургов. Занимались новгородцы, помимо земледелия и ремесел, так же торговлей и ушкуйничеством ("приватизацией" того, что плохо, да и хорошо лежит), чем город и богател. Памятником сей эпохи являются Магдебургские врата Святой Софии. Народными же героями новгородцев стали славный купец Садко и славный "приватизатор" Василий Буслаевич. 
Население города составляли бояре, житые люди, купцы и чёрные люди. Бояре – потомственная аристократия, землевладельческо-торговая, житые люди – домовладельцы, обычно ремесленники, новгородский "средний класс", купцы – новгородские "бизнесмены", торговцы и "приватизаторы", ну и чёрные люди – все остальные пролетарии. Да, ещё было духовенство – клирики и монахи. 
Правило Новгородом вече. Раньше считалось, что на него собирались все горожане (по меткому определению Ключевского, на площадь бежал "всяк, кто считал себя гражданином"), современные историки, исходя из размеров вечевой площади, заключили, что собирались на него только представители "высоких родов". Истина, наверное, где-то посредине. 
Так как избирательных бюллетеней и электронных машин для голосования ещё не было, то решение принималось силой крика. Кто громче кричит – тот и большинство. Неразвитость демократической процедуры приводила к эксцессам, отчего новгородцы постоянно дрались на мосту через Волхов. В итоге побеждал тот, кто оставался на вече. Ну, по аналогии, "единоросы" всех взашей выгнали из зала заседаний и решили, что хотят:) 
Вече избирало исполнительную, судебную, военную и прочую власть в лице посадника, тысяцкого и архиепископа. Первых двоих могли переизбрать, причём удалившиеся от дел титул свой сохраняли. "Актуальные" посадник и тысяцкий (которые с печатью) именовались степенными. Разумеется, выбирали на такие должности только бояр – теория о том, что каждая кухарка может управлять государством ещё не овладела массами. 
Были ещё сотские двух типов (одни заведовали волостями, другие следили за порядком в городе), десятские и старосты. Ещё жители Великого Новгорода любили тусовки – по месту жительства (кончане, уличане) или роду деятельности (купеческие сто). Дрались, кстати, то же нередко по этому признаку. 
Большую роль со временем стал играть в делах Земли Новгородской архиепископ – именно в его руках находилась казна, и ему же принадлежал решающий голос в судебных делах. Вече избирало трёх кандидатов из лиц духовного звания, а затем слепец или ребёнок тянул жребий, являвшийся отражением воли Господа. Так избрать могли и простого священника и обычного монаха – в таких случаях, чтобы соблюсти церковные формальности, их по-быстрому посвящали во все промежуточные звания. Бывали случаи, когда вече владык и прогоняло – так в 1228 г. осень выдалась тёплой, что было плохо для урожая, виновным посчитали нелюбимого владыку Арсения и выгнали. 
Новгородцами изначально правили князья, но у тех было много дел на/в Руси ("придоша въ Русь"), как новгородцы звали Киевские и Владимиро-Суздальские земли, а народец в Новгороде был ещё тот. Сначала Ярослав Мудрый в благодарность за помощь в захвате верховной власти даровал им право выбора посадника и право договариваться с князем (заключать "ряд"). 
Так новгородцы стали рядиться, постепенно выселяя князей из города и всё более урезая их права. В 1195 г. вече окончательно решило иметь того князя, какого захочет. И много кого перепробовало – некоторые очень понравились (как Мстислав Удалой), другие заставили себя любить (как Александр Невский), но большинство не приглянулось. 
После татарского нашествия поголовье князей на Руси резко уменьшилось, в итоге сложилась традиция, что Новгородом формально правил великий князь владимирский в режиме "удалённого администрирования". Обычно, о нём вспоминали в случае очередной немецкой угрозы, либо он сам напоминал о себе – как всегда, некстати. Так Земля Новгородская росла и процветала, дойдя на севере и северо-западе до Урала и Ледовитого океана, и сталкиваясь с немцами и шведами на своих западных границах. 
Татарского разорения Новгородщина избежала, но в 1257 г. Александр Невский включил её в состав русских земель, плативших дань Орде. 
XIV век стал вершиной новгородского процветания. Признав независимость Пскова, новгородцы скинули с себя борьбу с немецкими рыцарями. В то же время усилившиеся московские князья всё откровеннее стали предпринимать попытки перевести управление Новгородом из режима формального во вполне реальный. А так же поддерживали сепаратизм новгородских окраин – Торжка, Волока Ламского, Бежецкого Верха, Вологды, Двинских Земель. 
Пытались противостоять московским князьям правящие новгородские олигархи заигрыванием с Великим Княжеством Литовским, Русским, Жемойтским и иных, а так же взяв за традицию приглашать на кормление князей из Гедеминовичей или Рюриковичей – противников московских князей. Правда, кормежку давали плохую, отчего прикормленные князья довольно быстро уезжали домой или в ту же Москву, где кормили лучше:) 
Обычно здесь начинаются рассуждения о "литовской" и "московской" партиях. Но в XIV – первой половине XV вв. об этом ещё трудно говорить. Скорее стоит говорить об отстаивании шкурных интересов путём лавирования между двумя центрами силы. Периодически великих князей это доставало и тогда то московские (Дмитрий Донской, Василий Тёмный), то литовские (Ольгерд, Витовт) отправлялись в поход на Новгород – до решающей битвы правда дело не доходило, новгородцы просто откупались. Так до поры–до времени новгородцы довольно успешно лавировали. 
Но к середине XV в. вопрос "с кем вы?" встал ребром. Вот тогда то и появились эти самые "партии". Часть бояр-олигархов под водительством богатой и властной Марфы, жены и матери посадников Борецких, сделало выбор в пользу Литвы, успешной пиар-кампанией под лозунгом защиты "старины" склонив на свою сторону горожан. 
Московская же партия выступала как защитник православия, на её стороне было подавляющее большинство духовенства, кроме совсем уж одиозных фигур вроде ключника архиепископа Пимена, занимавшегося нецелевым использованием церковных денег на пиар-кампании Борецких. 
В 1470 г. литовская партия сделала сильный ход, выбивавший из рук их противников главный аргумент – пригласила на кормление Михаила Олельковича, брата киевского князя Симеона, прославившегося защитой православия на юге Руси. Приезд его в Новгород с дружиной из православных киевлян привёл к окончательной победе литовской партии – вече высылает к польскому королю и литовскому великому князю Казимиру послов, договаривающихся о переходе Новгородской земли под его власть с сохранением прежней автономии. Казимир обещал прибыть со всем войском и натравил на Московские земли татар. 
Великому князю Ивану III, долго пытавшемуся договориться миром, пришлось действовать. И действовать очень быстро в очень неблагоприятных условиях. Все преимущества были на стороне новгородцев, начиная с ощутимого численного перевеса. Аргумент у Ивана был один - "наше дело правое, враг будет разбит". И он победил в битве на Шелони в 1471 г. Новгородцы рассказывали басни о татарах в просто батыевых количествах, современные историки рассуждают об неучастии в битве новгородской военной элиты – конного архиепископского полка, люди верующие видят в этом проявление Воли Господа. Результат был один – Новгородская земля стала частью Великого княжества Московского. 
Так как новгородцы не унимались, в 1470-80-х гг. последовало массовое выселение новгородских бояр, житых людей, купцов в московские и поволжские земли. Новгородские бояре стали нижегородскими помещиками. На их место были переселены служилые люди и купцы из Московских земель. Хотя размеры выселения и были не столь велики, как любят порассуждать современные историки-"демократы", ибо и в XVI в. ещё сохраняются и особенности новгородского православия, и "новгородское вольнодумство", да и особый стиль в новгородской архитектуре. 
Великий Новгород остаётся крупным хозяйственным и торговым центром Руси, к середине XVI в. занимает 3-е место по населению (35 тыс.) после Москвы и Пскова. Но затем были мор, опричный погром 1570 г. и шведское разорение в Смутное время, население города сокращается до 8 тыс. человек и постепенно возрождаться Новгород начнёт только к концу XVII в.

Комментариев нет:

Отправить комментарий